Главная >  Публикации 

 

Глава 3 - Происхождение гения



Закройте свои собственные глаза еще раз и вообразите японское лицо. Но вы же опять видите раскосые глаза?

Мифы умирают тяжело и медленно, даже если мы очень восприимчивы ко всему новому, поэтому большинство из нас так и не сможет избавиться от них и научиться видеть вещи именно такими, какие они есть.

В отношении расположения глаз, так же как и в отношении земного шара, нам очень трудно отличить ровное и прямое от изогнутого или раскосого. Эта книга ставит себе целью отличить старые мифы от фактов, особенно в том, что касается маленьких детей, родителей, разума, человеческого мозга и гениальности. А в отношении всего этого существует множество мифов. И несмотря на то, что они очевидно абсурдны, от них крайне трудно избавиться ввиду их глубокой и широкой укорененности - особенно среди профессионалов, которые, казалось бы, должны разбираться в своем предмете лучше всех.

Такие мифы являются столь абсурдными и нелепыми, что это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Глава 3 - Происхождение гения

Нам, сотрудникам Института развития человеческого потенциала, многое должно быть известно лучше, чем кому бы то ни было. И не потому, что мы такие умные. Просто когда в течение сорока лет двадцать четыре часа в сутки имеешь дело с самыми разными детьми и родителями, приходишь к истинным выводам быстрее и чаще других.

Мы уже давно поняли, что каждый ребенок имеет задатки гения. Нам уже давно известно, что:



  • мы все члены одной общности, называемой homo sapiens, и потому унаследовали гены, благодаря которым обладаем уникальным человеческим мозгом  



  • мы рождаемся в определенных обстоятельствах, которые могут стимулировать или замедлить наше развитие  



  • при каждом рождении ребенка на свет появляется потенциальный гений  



Каждый новорожденный обладает величайшим генетическим даром - человеческим мозгом. Поэтому единственный вопрос состоит в том, сумеем ли мы обеспечить подходящую обстановку для роста и развития этого мозга. Гениальность доступна каждому ребенку. Об этом говорят весь наш опыт и все наши знания. Происхождение гения связано не только с древними генами наших общих предков. Оно похоже на зерно, скрытое в каждом ребенке, которое способно прорасти и принести плоды.

Нам прекрасно известно, что гениальность - это не просто дар Господа, который пожелал с помощью этого дара выделить некоторых из своих маленьких созданий, предоставив им преимущество перед всеми остальными.

И уж тем более это - не дар слепого случая, который происходит раз в столетие, а то и тысячелетие, не подчиняясь никакой закономерности. Двадцать, а то и пятьдесят лет назад мы уже знали о том, что гениальность - эта уникальная способность уникального человеческого мозга - вовсе не является редким даром. Напротив, это наше общее врожденное право, которое мы утрачиваем по незнанию, это та величайшая возможность, которую подавляющее большинство из нас просто упускает.

Каждая мать имеет возможности и способности для того, чтобы "прорастить" зерно гения, которое скрыто в ее ребенке. Каким бы ни был уровень ее собственного развития, она может и должна развивать интеллект своего ребенка.

В течение многих лет мы имели дело с детьми и родителями, и среди них были:

чудесные дети, которые получали колоссальную пользу благодаря знаниям, любви и уважению со стороны своих родителей; потенциально чудесные дети, к настоящему времени так и оставшиеся середняками, несмотря на все усилия как наши, и так родителей; потенциально чудесные дети с мозговыми травмами, многие из которых, благодаря нашим усилиям и энергии своих родителей, теперь уже достигли выдающегося интеллектуального уровня.

Самые старшие из нас в течение пятидесяти лет учили реальных детей и реальных родителей, т. е. имели дело не с теориями, а с фактами. В нашей ежедневной практике мы сталкивались с одаренными, яркими, очаровательными, веселыми, счастливыми, заурядными и незаурядными детьми. Но были и плаксивые, капризные, издерганные, золотушные, сопливые, раздражительные дети - и это тоже реальность. Когда мы о чем-то рассказываем, то всегда приводим в пример реальных, живых детей, с которыми нам приходилось иметь дело. И то, чего нам удавалось достигнуть в процессе работы с этими детьми, тоже относится к области фактов, а не теорий.

Оглядываясь назад, мы считаем удивительным не то, как далеко мы зашли в своем понимании детского развития, а то, сколько усилий и времени это потребовало.

Чем мы занимались? Заставляли ребенка превосходить самого себя, вчерашнего.

Но начали мы с того, что попытались заставить нескольких детей с серьезными мозговыми травмами - они были слепыми, глухими, немыми, парализованными - видеть, слышать, говорить, двигаться. И мы занимались этим в течение первых пяти лет, иногда успешно, но чаще терпя неудачу. Мы делали это - пытаясь лечить мозг, ведь именно в нем заключались все главные проблемы, а не в руках, ногах, глазах, ушах. Там проявлялись только симптомы заболеваний,

И вот произошли две вещи. Во-первых, значительное число парализованных детей начало ходить, некоторые слепые прозрели, некоторые глухие начали слышать, а некоторые немые заговорили. Во-вторых, почти вес из этих детей, которым в свое время был поставлен диагноз "безнадежная умственная отсталость", после того как начали ходить, говорить, видеть и слышать, стали повышать коэффициент своего интеллекта (IQ). Некоторые повысили его до показателей среднего уровня, а некоторые даже превысили.

Нам казалось, что с повышением IQ повысилась и способность этих детей читать, писать, считать, разговаривать. И примерно до 1960 г. мы находились в этом заблуждении. Лишь постепенно мы начали нащупывать истинный путь, и даже сегодня, когда это уже стало кристально ясным, нам трудно представить, почему мы так долго не могли понять того, что было таким очевидным.

Дело совсем не в том, что чем умнее становятся такие дети, тем лучше они пишут, читают, считают, разговаривают, учатся, порой даже превосходя в этом сверстников, у которых не было травм мозга. Все обстояло прямо противоположным образом: если дети видят лучше, то они и читают лучше; слышат лучше - понимают лучше; ощущают острее - двигаются быстрее. Короче говоря, чем лучше дети читают, разговаривают, двигаются, тем больше они получают информации, а значит - успешнее учатся и, соответственно, растет их IQ.

И это оказалось истиной не только в отношении детей с мозговыми травмами, но и всех детей без исключения, Интеллект - это результат мышления, а не мышление - результат интеллекта.

Истина, которую мы наконец поняли, оказалась настолько волнующей, что это невозможно передать словами, Мы пытались понять происхождение гения и вдруг поняли, что это "происхождение" заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Это и стало нашей наградой за многолетние поиски и заблуждения. Если разум - это результат мышления, а мышление и порождает гения, то природа человеческого интеллекта предстает в новом свете. Одно кажется абсолютно очевидным: быть умным - это хорошо, а не плохо.

Глава 4 - Быть умным -- это хорошо, а не плохо

Меня серьезно беспокоит мир, который почитает мышцы, но иногда - и совершенно необъяснимо - опасается мозга. Во время своих путешествий я имел возможность общаться с самыми различными аудиториями и обязательно задавал несколько главных вопросов.

Как по-вашему, хорошо ли будет сделать наших детей сильнее?

Утвердительный ответ кажется настолько очевидным, что сам вопрос выглядит абсурдным.

Как по-вашему, хорошо ли будет сделать наших детей более здоровыми?

Что за глупый вопрос, это еще более очевидно!

Как по-вашему, стоит ли давать нашим детям еще больше знаний?

Разумеется, зачем задавать эти нелепые вопросы?

Как по-вашему, стоит ли заботиться о том, чтобы наши дети были умнее?

А вот здесь возникает явное замешательство. Аудитория разделилась и не торопится отвечать. Кто-то спокоен, а кто-то взволнован. Некоторые утвердительно кивают и улыбаются. Большинство из тех, кто улыбается, - это родители, имеющие маленьких детей.

И действительно, я вступил на весьма скользкую почву. Почему, во имя всего святого, мы так боимся высокого интеллекта? Ведь это наш главный арсенал.

Несколькими годами ранее этот страх отчетливо проявился во время телевизионного ток-шоу на Би-би-си. Разговор шел о том, как мы, с помощью родителей, обучаем маленьких детей,

Ведущий ток-шоу был умен и обаятелен, но было очевидно, что чем дальше шел разговор, тем более он становился озабоченным. Наконец он не выдержал.

Ведущий (обвиняющим тоном):

Но это выглядит так, словно вы предлагаете создать своего рода элиту!

Именно так.

И вы согласны с тем, что ваша методика создаст группу элитарных детей?

Мы даже гордимся этим.

Тогда сколько же именно детей вы хотите иметь в этой элитной группе?

Около миллиарда.

Миллиарда? Но сколько же всего детей живет на нашей планете?

Около миллиарда.

Ага, теперь я понимаю... Но тогда перед кем же они будут иметь преимущество?

Перед самими собой.

Ну тогда и я тоже разделяю вашу точку зрения.

Почему мы должны рассматривать высокий интеллект как оружие, которое будет использовано одними против других? Что такого сделали нам гении, что мы их так боимся? Какой вред причинил нам Леонардо да Винчи своими бессмертными творениями - "Моной Лизой" и "Тайной вечерей"? А чем вредна Пятая симфония Бетховена? Чем угрожает Шекспир своей пьесой "Ромео и Джульетта"? Чем опасен Франклин с его воздушным змеем и электричеством? Как можно обойтись без Микеланджело и его скульптур? Неужели нам был не нужен Сэлк с его вакциной, благодаря которой полиомиелит стал забытой болезнью? А Томас Джефферсон и его Декларация независимости США, которую я не могу перечитывать без слез, хотя помню ее наизусть? Что уж говорить о Томасе Эдисоне, который утверждал, что гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов упорного труда! Когда я жил в племени бушменов в пустыне Калахари, то именно усовершенствованная им лампочка, работавшая от небольшого генератора, освещала мне самые темные ночи.

Этот список бесконечен и охватывает все нации, времена и континенты. И в него надо бы включить не только знаменитых, но и безвестных гениев, чьи имена остались для истории тайной. Вы можете и сами составить такой список, а потом задуматься: какой вред вам причинили эти гении? Но тут я слышу негодующий хор голосов: "А разве не было в истории злых гениев? Что вы скажете, например, о Гитлере?"

Но это же просто ошибка в определении. Для описания того, кем он был и что натворил в истории, подходит слово не "гений", а "убийца". Разве это признак высокого интеллекта - возбуждать в людях массовый психоз? Разве цель гения - уничтожение всех, кто не согласен с устанавливаемым им порядком? Разве газовая камера - это гениальное изобретение? А какую цель ставил перед собой Гитлер? Неужели покончить жизнь самоубийством посреди развалин Германии?

Гений проявляет себя в том, что он делает. Мы сталкиваемся с парадоксом "злого" гения только в том случае, если полагаем гениями тех, кто в состоянии пройти абсурдные тесты на уровень интеллекта успешнее всех остальных. Но ведь это чушь! Определять гения надо не с помощью этих ошибочных тестов, а вспомнив его достижения. Только тогда мы перестанем его бояться.

Кстати, а боимся ли мы слова "элита", которое означает "группа лучших"? По-видимому, да, но лишь в том случае, когда эти лучшие отбираются по признаку интеллекта. Никто не считает грехом находиться в элите по признаку физической силы.

Получается, что мы боимся интеллекта и уважаем мускулы! Время от времени мы даже устраиваем мировые праздники, посвященные нашему восхищению мышцами. Процесс почитания мышц достигает своего апогея, когда трое молодых людей встают на пьедестал почета, награждаются медалями и величаются "лучшими из лучших". А вот молодая девушка, которая может прыгнуть выше всех остальных... А вот юноша, который бегает быстрее всех... И что мы видим: у зрителей глаза блестят, грудь вздымается, сердца взволнованно трепещут при звуках национального гимна, исполняемого в честь победы их соотечественника. Радость безгранична!

Но значит ли это, что я против той элитарности, которую культивируют Олимпийские игры? Конечно же, нет! Все это прекрасно, и мы убеждены в том, что все дети должны быть физически совершенны. И мы учим родителей тому, как этого добиться. Но меня серьезно беспокоит мир, который почитает мускулы и побаивается интеллекта.

В моей жизни было немало темных улиц самых различных городов мира, и эти улицы я прошел в одиночестве поздней ночью. Но при этом я боялся не того, что вот сейчас из темноты кто-то выпрыгнет и... скажет нечто остроумное. Или задаст мне какой-то интересный вопрос. Думаю, что и вы боялись совсем не этого. Нас всех волновал вопрос о трехстах фунтах накачанных мышц, которые могут преградить нам дорогу и отделать так, что и жена не узнает. Именно поэтому меня и беспокоит мир, который уважает мышцы и недолюбливает интеллект. И я не могу сдержать изумления, когда во время президентских выборов кто-то беспокоится о том, не является ли их кандидат слишком интеллектуальным. Мне кажется, стоило бы побеспокоиться об обратном. А разве кого-нибудь когда-нибудь беспокоило, что наши сенаторы или конгрессмены могут оказаться не слишком одаренными людьми? Разве не стоит опасаться того, что наши лидеры окажутся недостаточно мудрыми?

Мир просто вздрогнул от смеха, когда лет десять назад один из членов Конгресса США заявил, что мы нуждаемся в правительстве, состоящем из посредственностей, поскольку было установлено, что то, что мы имели, не дотягивало даже до этого уровня. Мир-то смеялся, но каково было нам слушать этот смех?

Быть умным - это хорошо, а не плохо. Более того, это очень хорошо!

Глава 5 - Наследственность, окружающая среда и интеллект

Если быть умным - это хорошо, то нам следует получше разобраться в том, что же такое ум. Проблема ума и того, откуда он берется, всегда была предметом самых яростных и животрепещущих споров, начиная от древних греков и кончая современными аудиториями.

Около двадцати пяти веков назад Эмпедокл верил в то, что именно сердце является вместилищем разума, в то время как Гиппократ, обучая своих студентов медицине под платаном на острове Кос, говорил им, что разум находится в человеческом мозгу.

Меня просто очаровывает тот факт, что древние греки, в знак величайшего уважения к своим гениальным современникам, после смерти причисляли их к лику богов. А гениев среди них было много, так что и богов оказалось предостаточно.

Одним из таких гениев был врач Асклепий, который жил более чем за век до Христа и был назван богом после своей смерти.

Сегодня мы во многом придерживаемся той же самой практики, хотя и изменили терминологию. Наблюдая за своими современниками, чьи блестящие дарования приводят в изумление окружающих, мы называем их гениями. Но, как и древние греки, мы зачастую дожидаемся смерти своих гениев, чтобы лишь потом наградить их этим почетным титулом.

К концу двадцатого века мы разобрались с вопросом, где именно находится ум: он находится в мозгу. Однако по-прежнему предметом самых горячих споров остается вопрос: а откуда берется ум? Сторонники одной точки зрения уверяют, что ум - это результат наследственности, другие возражают: не наследственности, а воздействия окружающей среды.

Природа или воспитание? Сторонники и той, и другой точек зрения убеждены в том, что абсолютно правы именно они. Кроме того, они считают, что их взгляды и взгляды другой стороны являются взаимоисключающими. При этом противники используют одни и те же аргументы в доказательство своей правоты. Сам я являюсь примером человека, который разделяет оба этих воззрения.

Вежливые люди говорят обо мне "полный". И правда, я несколько толстоват. Сторонники наследственности смотрят на меня и говорят: "Он слишком толстый. Нет никаких сомнений в том, что и его родители были толстяками", Да, действительно, и мой отец, и моя мать были весьма дородными людьми. Отсюда сторонники наследственности делают вывод - все дело именно в ней.

Сторонники же другой точки зрения говорят, что мои родители ели слишком много и тем самым и меня приучили сеть слишком много, в результате чего я и достиг своих нынешних размеров. Следовательно, говорят они, все дело в окружающей среде и воспитании. И в этом они правы!

Однако сторонники наследственности правы в том, что своими глазами, волосами, ростом, строением тела я обязан родителям, да и всем остальным предкам. Но вот как быть с весом?

Я был бы очень рад пристыдить за него своих предков, но, к сожалению, не имею на это права. Дважды в своей жизни я бывал очень худым. Во время второй мировой войны я был пехотным офицером и несколько раз побывал за линией фронта, в тылу у немцев. Естественно, что немцы относились к этому не слишком-то гостеприимно. Короче, я стал худым.

В Пенсильванском университете я питался не так, как мне хотелось бы. В те времена я тоже был худым.

С другой стороны, в течение всей своей жизни я очень любил хорошо поесть, в результате чего воспитанные люди стали называть меня "дородным". Отсюда вряд ли можно сделать тот вывод, что вес моей бабушки, по мнению людей, оставался неизменным в те времена, когда я ел слишком много или слишком мало.

Функция определяет структуру. Хотя мне бы и хотелось возложить вину за свою тучность на дедушку Рикера или бабушку Маккарти, но это было бы несправедливо.

Не так много людей в мире сейчас разделяют точку зрения, что наследственность и воспитание - не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга. Но я и сотрудники моего Института относятся именно к таким людям.

Но тогда что можно сказать об остальных? Давайте быстренько совершим мысленное путешествие вокруг земного шара и посетим тех детей, которые умеют делать нечто необычное. Сам я неоднократно совершал такие путешествия в действительности. Присмотримся к тому, что стало причиной экстраординарных способностей этих детей ~ наследственность или окружающая среда.

Для начала разберемся с наследственностью. Отправимся в Мельбурн конца 60-х годов. Мы находимся в большом закрытом плавательном бассейне и видим очаровательное зрелище: 25-30 розовых малышей, в возрасте от нескольких месяцев до одного года, и их красивые мамы, одетые в яркие бикини. Дети учатся плавать и делают это весьма успешно.

Там был один двухлетний малыш, который настаивал на том, чтобы я бросил его туда, где глубоко. Он успешно выплывал и вновь требовал, чтобы я проделал то же самое. В итоге я устал бросать его раньше, чем он сам устал плавать.

Была там и одна трехлетняя девочка, которая плавала с помощью спасательного круга. Она буквально буксировала свою мать по всему бассейну.

Это сегодня всем известно, что младенцев можно легко научить плавать, но тогда был конец 60-х годов.

Наблюдая эти сцены в бассейне, я был обрадован, но нисколько не удивлен. Ну действительно, а почему бы им не плавать? В конце концов, что они делали в материнской утробе целых девять месяцев, как не плавали? После занятий матери пошли одевать своих детей и одеваться сами. Потом они вернулись, неся детей на руках или в специальных детских корзинах. И только теперь я почувствовал удивление - дети умели плавать, но не умели ходить!

Сам я научился плавать в Северо-филадельфийском отделении Христианского Союза Молодых Людей, когда мне было девять лет. Все, кого я знал, учились плавать в этом же Союзе и в этом же возрасте. Отсюда вывод: все учатся плавать в возрасте девяти лет. А значит - все умеющие плавать уже достигли этого возраста.

И вот я встал перед дилеммой: чему верить? Привычным представлениям или тому, что я видел собственными глазами? Конечно, можно было бы заявить, что все плавающие малыши - девятилетние карлики, если бы это не было столь абсурдно.

Далее:

 

Квазинаучные измышления о нормальном питании.

Механизмы действия lsd-подобных веществ.

Комплиментарные отклики.

Литература:.

Заболевания волос.

Вместо заключения (теоретические пояснения)..

Доминанта.

 

Главная >  Публикации 


0.0015