Главная >  Публикации 

 

Плечом к плечу



Не видать певца полей, Где поет так громко Над подружкою своей Жаворонок звонко.

Ветер песенку несет, А кому - не знает, Та, кому она, поймет, От кого - узнает.

Лейся ж, песенка моя, Песнь надежды сладкой... Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой.

М. ЛЕРМОНТОВ

Благодарность

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченной в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

Ф. ТЮТЧЕВ

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

А. ФЕТ x x x

На заре ты ее не буди: На заре она сладко так спит! Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна,

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди, На ланитах как утро горит. Не буди ж ты ее, не буди: На заре она сладко так спит.

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

А. ТОЛСТОЙ x x x

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твоя покрывала черты.

Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вчд, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь -> Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю!

В. БРЮСОВ

Женщине

Ты - женщина, ты - книга между книг, Ты - свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовские напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права, От века убрана короной звездной, Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся от века "- на тебя!

А. АХМАТОВА Любовь

То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

С. ЕСЕНИН x x x

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной.

Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.

Н. АСЕЕВ

Двое идут

Кружится, мчится земшар в зоне огня; возле меня бег пар, возле меня, возле меня блеск глаз, губ зов, жизнь начинает свой сказ с азов.

Двое идут - шаг в шаг, дух в дух; трепет в сердцах, лепет в ушах их двух!

Этот мальчонка был год назад безус; нынче глаза его жаром горят безумств.

Эта девчурка играла вчера с мячом, нынче плечо ей равнять пора с плечом.

Снег, а вокруг них - соловьи, перепела, пальцы его в пальцы свои переплела!

Стелют не сумерки, а васильки им путь, и не снежинки, а мотыльки на грудь.

ч" Не зазнобила бы без привычно ты рук! -

Их, согревая без рукавички, сжал друг.

"- Ну и тихоня, ну и чудила, тем - люб!

Как бы с тобою не застудила я губ!

Первый снежок, первый дружок двойник!

Как он взглянул - будто ожег, проник.

Кружится, вьется земшар, все изменя; возле меня щек жар, возле меня, возле меня блеск глаз, губ зов, жизнь повторяет давний рассказ с азов!

А. СУРКОВ

Землянка

Бьется в тесной печурке огонь. На поленьях смола как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко. А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.

Я. СМЕЛЯКОВ

Хорошая девочка Лида

Вдоль маленьких домиков белых акация душно цветет. Хорошая девочка Лида на улице Южной живет.

Ее золотые косицы затянуты, будто жгуты. По платью, по синему ситцу, как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо, что рыжий пройдоха апрель бесшумной пыльцою веснушек засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем веселым соседи глядят из окна, когда на занятия в школу с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь, по миру идет не спеша хорошая девочка Лида. Да чем же хороша?

Спросите об этом мальчишку, что в доме напротив живет. Он с именем этим ложится и с именем этим встает.

Недаром на каменных плитах, где милый ботинок ступал, "Хорошая девочка Лида", - в отчаянье он написал.

Не может людей не растрогать мальчишки упрямого пыл. Так Пушкин влюблялся, должно быть, так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным, покинет пенаты свои. Окажется улица тесной для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету: смущенье и робость - вранье! На всех перекрестках планеты напишет он имя ее.

На полюсе Южном - огнями, пшеницей - в кубанских степях, на русских полянах - цветами и пеной морской - на морях.

Он в небо залезет ночное, все пальцы себе обожжет, но вскоре над тихой Землею созвездие Лиды взойдет.

Л. ТАТЬЯНИЧЕВА x x x

Чем станет любовь твоя:

Песней,

Хлебом,

Кипящей сталью,

Соколом в поднебесье,

Морем за дальней далью?

Или, сорвавшись с выси, Камнем в глубь сердца канет? От нас от самих зависит, Чем любовь наша станет.

М. РЫЛЬСКИЙ

- * *

Есть женское имя, как нежно оно, Печаль в нем, любовь и надежды какие, Весенним дыханьем напоено: Мария.

Как запах фиалки весенней порой, Как девичья песня сквозь сны снеговые, Звездою сияет над темной землей Мария.

И пусть я святое в себе погашу, И пусть не увижу, сражаясь, зари я, - Последнее слово, что я напишу: Мария.

Перевод Ал. Дейча

Р. ГАМЗАТОВ

- * *

- Радость, помедли, куда ты летишь?

- В сердце, которое любит!

- Юность, куда ты вернуться спешишь?

- В сердце, которое любит!

- Сила и смелость, куда вы, куда?

- В сердце, которое любит!

- А вы-то куда, печаль да беда?

- В сердце, которое любит.

Перевод Н. Гребнева

В. Зацепин, В, Цимбалюк

Плечом к плечу

Трудно установить, когда на земле появилась любовь. Можно, конечно, сказать, что она существует столько ж времени, сколько существуют люди. Ведь возникновение человека - это и есть возникновение его избирательно индивидуального отношения к вещам, событиям, явлениям жизни, к другим людям, в том числе и представителям другого пола. Но распространение и нынешнее значение свое любовь получила не сразу и не так уж давно. Общественное мнение, мораль, идеология, господствующие в ту или иную эпоху, относились к ней хотя и неодинаково, но всегда весьма неласково.

XX век стал веком раскрепощения и роста авторитет! любви, началом ее расцвета, началом эпохи любви в истории человечества. :

Уважительное отношение к любви стало нормой, повсеместным явлением. Браки по любви стали казаться престижнее браков по расчету почти во всех слоях на селения и во всех развитых странах. Дело в том, что любовь в широком смысле слова как привязанность, преданность кому-либо или чему-либо становится ныне средством выживания, самосохранения общества и главным орудием воспитания человека...

Так что же такое любовь, какова она, как отличить ее от всевозможных "копий", "подделок" - и не только "постороннему наблюдателю", но нередко и самом переживающему это чувство человеку? Мировое прогрессивное искусство, и прежде всего литература и драматургия, дали нам множество ярких примеров любви Но это в основном была любовь-страсть, любовь-вспышка и притом нередко любовь, отделенная от брака (добрачная или внебрачная любовь). В ней проявляется стремление двух полов к близости, к сексуальному удовлетворению. В ней все возвышенно и трагично. Она связана с риском, потому что в ней нет норм, выработанных цивилизацией, она не санкционирована обществом. Это любовь, несущая с собой или падение, или гибель. Она возникает к представителю другого пола обычно только по тому, что пришла пора любить...

Поговорите откровенно с любым человеком, и вы убедитесь, что у большинства была "первая любовь", не закончившаяся браком. В брак они вступили позже, и чувства их к будущим партнерам по жизни не отличались бурностью, взрывчатостью, характерной для первой любви. Они были менее экзальтированны, но более глубоки, ровны и устойчивы.

Даже когда люди уверяют, что они вступили в брак по любви, при всем к ним уважении верить им на слово нет достаточных оснований. Просто потому, что они и сами не знают, любовь ли это была, не знают, способны ли они вообще любить...

Многообразны человеческие задатки и способности, и очень различны они у разных людей. Один пробегает стометровку за десять секунд, другому для этого надо не меньше пятнадцати. Один толкает штангу весом в двести с лишним килограммов, другой не осилит и стокилограммовой. Один за минуту легко набросает карандашный портрет своего собеседника, другой - хоть сутки будет сидеть над листом бумаги, ничего у него не получится. Это известно, и обычно мало кто страдает и предъявляет своему партнеру претензии из-за того, что тот не обладает пластикой Майи Плисецкой, басом Шаляпина, художественным глазом Репина, музыкальным слухом Чайковского.

Менее известно, что и способность любить - ощущать, переживать и проявлять любовь - различна у разных людей. А многие люди слишком уж уверены, что они-то любить умеют. Способность любить, испытывать, переживать и проявлять настоящую человеческую любовь далеко не всеобщая черта. И не всем она - любовь - под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого в данный момент, и стремление, постоянную готовность разделить его радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя его тяжкую ношу. Короче говоря, способность любить - это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей?

Любовь к другому человеку как объекту, удовлетворяющему какие-то мои потребности, любовь за что-то, для чего-то - вот такую любовь может испытывать, по-видимому, каждый человек, без всякого особого воспитания. В социальной психологии ее называют собственнической любовью. Здесь с любимым могут даже очень хорошо обращаться, лелеять, но для него не жертвуют своим благополучием, а тем более самим собой. Любимый высоко ценится лишь постольку, поскольку он приносит желаемое удовлетворение. На него смотрят не как на человека со своими особенностями, склонностями, привязанностями со своей индивидуальностью, а как на "человека-для-меня". Это, так сказать, первая, низшая, ступень любви: любовь по принципу "ты - мне, я - тебе". Если хотите, это потребительская любовь, любовь к своему в другом. Способностью любить таким образом, по-видимому, на< награждает уже природа. Собственно, эта любовь и роднит нас с природой. Ведь в общем-то не только остроум? но, но и довольно глубоко подмечено, что любовь - это придуманный мудрой природой сладкий обман индивидов для продолжения человеческого рода.

Подлинно человеческая, бескорыстная любовь во многом сходна с собственнической по характеру переживания, потому-то их так трудно различить, потому-то так легко поверить себе, что это уж настоящая: та же радость при появлении любимого, та же тревога, если любимому грозит опасность, то же стремление уберечь,! защитить его. Но бескорыстная любовь менее эгоцентрична, здесь интерес любящего сосредоточен прежде всего на благополучии любимого. Здесь господствует! самопожертвование, но самопожертвование с наслаждением; радость, горе, гнев или страх возникают у любящего в зависимости от того, в каких обстоятельствах находится не столько он сам, сколько объект любви. Он весь отдается любимому, и вот в этой-то отдаче и заключается его основной источник наслаждения, а получение чего-то еще от любимого - знаков внимания, благодарности, ответной любви воспринимается как желанный, но неожиданный дар, а не как нечто должное, обязательное.

Любящий очень хочет, чтобы объект любви реализовал свои таланты, способности, возможности. Все это и сопровождается соответствующими поступками, в том числе и словесными заверениями.

Вот эта чисто человеческая любовь вырастает на основе первой, природной, на биологической основе осознанного или неосознанного полового влечения. Но вырастает она необязательно и не у каждого человека и не в любых условиях. И есть люди, практически почти совершенно лишенные дара бескорыстной, чисто человеческой любви к кому-либо просто потому, что не умеют даже замечать, видеть страдания, мучения, а не только какие-то малые огорчения другого человека, не могут догадаться, что другому плохо. Эмоционально глухие и слепые. Разве можно сердиться на человека, лишенного слуха, за то, что он не отреагировал на твой тяжкий вздох?

Исследование "внутреннего механизма" любви, ее психологии только еще начинается. Но вот уже ленинградский социальный психолог А. П. Сопиков обнаружил интересный факт: способность эмоционально реагировать, откликаться на эмоциональное состояние другого человека, на страдания его, иными словами, сочувствовать ему обнаруживается далеко не у всех людей. Например, эта способность обнаружена лишь у 80-90 процентов детей шести-семилетнего возраста. А ведь эмоциональный "слух", не развитый в детстве, едва ли сможет развиться до высшего уровня в более позднем возрасте.

Многие молодые (и не очень молодые) люди отказываются признать ограниченность этой способности любить у своего партнера и требуют от него любви, "как у Ромео и Джульетты".

Есть в авиации такой термин: "потолок самолета". Это максимальная высота, которую может достичь данная машина с данным двигателем при такой-то нагрузке. А дальше - газ полный, обороты максимальные, а высота не растет. Конечно, если, идя со снижением, разогнать самолет, а потом энергично, но плавно взять штурвал на себя, он преодолеет эту высоту, заберется чуть повыше, но долго там не продержится. Эта новая, большая, временная высота, "высота с разбега" называется динамическим потолком (в отличие от первого статического). Вот он-то и вводит молодых людей в заблуждение.

До женитьбы или в первые месяцы семейной жизни в опьянении пылкой страстью супруг (или супруга) может многим пожертвовать, забыть себя. Он верит, что и звезду для вас с неба снимет, и сады на снегу разведет. Он не обманывает вас. Но не надо забывать, что это все-таки динамический потолок его любви.

Таких индикаторов, которые помогли бы увидеть, так сказать, "истинное лицо" нашего чувства и чувства нашего супруга, пока еще нет. Правда, некоторые отечественные и зарубежные исследователи для начала рекомендуют молодому человеку, прежде чем перейти к решительному шагу, на который толкает его это чувства, постараться честно ответить себе на такие вопросы.

Смогу ли я:

окружить заботой и опекой любимую (лкя бимозо)? I способствовать развитию и обогащению чувств, всей духовной жизни его?

дать ему хотя бы то основное, что может обеспечить ему жизнь в соответствии с его представлениями о счастье (для этого нужно знать его жизненную ориентацию и его идеалы)?

постоянно помогать ему, заботиться о нем, считать его интересы своими?

В чем я согласен ради сохранения любви себя переделать?

Чем я согласен пожертвовать ради любимого и сохранения любви?

Сумеете ли вы вдвоем создать семейный очаг, к которому после работы с радостью будете возвращаться для отдыха, общения, своего развития и развития ваших детей?

Сумеете ли вы создать ситуацию, в которой хотя бы один человек глубоко понимал и очень близко принимал все то, чем вы живете, и который поддержит вас неназойливо, без демонстрации заботы, а всем сердцем своим и душой?

Сумеете ли вы в этом браке достигнуть высокого уровня социальной зрелости и реализовать свои общественные возможности?

Интересует ли вас работа друг друга, интересно ли вам говорить о ней?

Будете ли вы делиться друг с другом своими помыслами, намерениями, мыслями?

Поможете ли вы друг другу в продвижении (в работе, творчестве, науке)?

Разделяет ли партнер ваши чувства и планы в отношении детей?

Может ли он обеспечить чувство спокойствия и безопасности для вас с учетом особенностей вашего характера?

Сохранит или обеспечит он то окружение, которое вы считаете предпочтительным для своей жизнедеятельности и дальнейшего своего развития, обеспечите ли вы такое окружение партнеру?

Не будете ли создавать дискомфорта, беспокойства своей экстравагантностью, шокировать его и его окружение своим поведением?

Будет ли он с достаточным упорством защищать ваш брак, ваш союз, беречь его изо всех сил? А вы?

Разумные и, безусловно, полезные вопросы. Одно плохо, что в том любовном состоянии человек на каждый из них не задумываясь даст "нужный" ответ, лишь бы соединиться с любимым человеком. Эмоции в это время "отключают" у людей разум. Потому-то еще древние люди, сурово карая клятвопреступников, в то же время нарушение клятв, данных своим любимым на ложе любви, не считали преступлениями: эти клятвы, дескать, получены под пытками чувств...

Но поел(c) вступления в брак к этим вопросам обращаться было бы не вредно. Во-первых, для того, чтобы развивать свою способность любить другого человека, а во-вторых, чтобы подстраховаться от односторонности и при оценке ситуации, и при принятии решения в напряженные минуты супружеской жизни.

Конечно же, "потолок любви" у человека динамичен, ею можно и нужно повышать. Но его нельзя повысить сразу, рывком, а только плавно, постепенно, поощряя, побуждая, "провоцируя" своими действиями к стремлению поднять этот потолок. Любви - искусству любить- надо обучать ребенка с самого раннего возраста и затем учиться самому всю жизнь.

А. С. Макаренко подчеркивал, что человеческая любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая.

Далее:

 

5. Свойства и развитие костной ткани.

Глава 9. Карма..

Перспективы натуротерапии.

HILl`s рrescrIРtIOn dIEt felINe X/D.

1. Самый тяжелый случай никотиновой зависимости, с которым я когда-либо сталкивался.

2. Будьте объективными и открытыми для новых идей.

2.5. не вредите своему организму перееданием, оно убивает вас.

 

Главная >  Публикации 


0.0007