Главная >  Публикации 

 

Сосредоточение на боге



На следующий день гуру постучал в дверь и велел юноше выйти. Несколько мгновений ему никто не отвечал, затем раздался тихий голос: «Прошу простить меня, господин, но я не могу покинуть комнату, потому что для моих больших рогов эта дверь слишком узка!»

И понял тогда наставник, что юноша достиг такого глубокого сосредоточения в состояния медитации, что ему удалось подняться до уровня самадхи (сверхсознания), на котором он расстался со своей индивидуальностью и слился сознанием с буйволом.

Реальной утраты человеческой природы при этом не происходит, личность здесь как бы поглощается объектом медитации. Какое-то время юноша считал себя тем буйволом, на котором он сосредоточивался. Поэтому следует сосредоточиваться и медитировать на том, что способно вдохновлять и возвышать сознание, чтобы достичь отождествления с этим образом. Мораль этой притчи в следующем: глубокое сосредоточение на том, что нам интересно и любимо нами, приводит нас к единению с этим предметом.

Сосредоточение на боге

Все мы наделены способностью сосредоточивать внимание на том, что нас интересует, будь это создание живописного полотна, чтение книги, вождение автомобиля или приготовление пищи. Но лишь немногие могут сосредоточивать внимание на Боге или на своем истинном «Я». Круглые сутки лучи нашего разума рассеяны в разных направлениях, но не освещают собой пути к Богу. Сколько времени занимает у нас сосредоточение на Боге? Если бы вы вели дневник, где отмечали время, посвящаемое Богу, то, к удивлению своему, узнали, что за сутки оно обычно не превышает и 5 минут! Неужели вам и в самом деле мешает думать о Боге ваша занятость? Что же не дает нам уделять больше внимания божественному? В чем тут причина? В отсутствии веры или интереса? На протяжении дня ум (эго-созна-ние) ничего не способен различать за пределами эгоистического интереса; его определение и внимание большей частью пребывает с ощущением эго («Я есть комплекс тело — разум — личность»). Внимание ума сосредоточивается на обретении богатства, достижении славы, на земных радостях, но оставлет в стороне самую важную цель жизни: самореализацию, познание Бога — истинного источника вашей жизни. Бог — это Высшая реальность, истина. Он всеведущ, вечен, Он — источник радости, причина всех причин, Он - наша основа и начало. Бог — наш истинный хранитель, и мы живем под сенью божественной сущности. Жить, не сознавая Бога, — значит ограничивать свою жизнь, делая так, что разум в поисках радости находит лишь боль и страдания.

Если наше сознание не настроено на присутствии в нас Бога и мы не сосредоточиваемся на осознанном восприятии Бога, а отождествляем себя с разумом, ограниченным временем, пространством и причинностью, нам не испытать истинного душевного покоя, гармонии, божественной любви и внутренней радости или блаженства, к которым все мы стремимся.

В индивидуальном сознании души заложены все божественные свойства: любовь, спокойствие, радость, свет, мудрость, и все, что нам необходимо, — это найти их в себе, осознать и воплотить.

Наша истинная цель жизни — пробудить в себе сознание божественной природы и сохранять сознание божественной реальности.

«Выберите себе идею. Отведите ей главное место в жизни, обращайтесь к ней в своих думах и мечтах, живите ею. Пусть эта идея войдет в ваш мозг, пропитает мышцы и нервы, заполнит собой каждую часть вашего тела, не оставляя места всему остальному. Это и есть путь к успеху, путь к духовному величию!» (из «Поучений Свами Вивекананды»).

Практика сосредоточения

Чтобы достичь состояния глубокого сосредоточения, выполните следующую процедуру:

1. Расслабьте тело, расположившись в удобной, устойчивой асане.

2. Расслабьте ум, успокойте дыхание и управляйте жизненной силой посредством пранаямы (см. главу 5).

3. Успокойте чувства, направляя их с помощью пратьяхары вглубь себя (см. главу 6).

4. Когда мысли почти исчезнут, соберите лучи своего разума и с интересом и вниманием сосредоточьте их на каком-то одном предмете. Это дха-рана.

Медитация начинается, когда все умственные усилия разума сосредоточены на единственной идее. Тогда разум внутренне сосредоточен на присутствии в душе Бога.

При глубоком, целенаправленном сосредоточении не осознается ни тело, ни время, ни то, что нас окружает. Нарастает энергия, магнетизирующая позвоночник; она поднимается к высшим чакрам, приводя медитирующего в состояние расширения сознания, при котором он способен постичь присутствие Господа во всем.

Обращение разума внутрь него сосредоточение
Осознание дыхания

Чтобы преодолеть беспокойство ума, сядьте в удобной для медитации позе и внутренне сосредоточьте внимание на своем естественном дыхании. Не пытайтесь управлять им — просто следите за естественным движением воздуха, как будто наблюдаете за приливом и отливом на берегу. Не позволяйте уму блуждать, если же он отвлекся, верните его внимание к дыханию.

Сосредоточение на «третьем глазе»

Продолжайте внимательно наблюдать за естественным процессом дыхания. Если дыхание спокойно, сосредоточьтесь на точке между бровями («третий глаз»). При сосредоточении на ней поток праны, словно под действием магнита, движется вверх, неся энергию в верхние мозговые центры.

Сосредоточение на мантре

Особой силой воздействия на разум обладают звуковые колебания, и разуму очень легко на них сосредоточиваться. Когда разум поглощен трансцендентным звуком мантры, он возвышается до блаженного состояния сверхсознания. «Мантра» на санскрите означает «то, что защищает и освобождает разум». Мантра защищает и освобождает ум от беспокойных мыслей и от всего негативного; она преобразует энергию разума, выводя его на более высокую ступень сознания. Каждый звук мантры наделен божественной духовной силой. При сосредоточенном повторении мантры ее вибрация в сознании создает гармонию и равновесие, а также активизирует чакры.

Из всех мантр главным символом Бога, на котором можно сосредоточивать внимание, является мантра «ом» (см. главу 3).

Хонг сау

Двухсложная мантра «хонг сау» углубляет сосредоточение и сознание покоя и успокаивает ум. Она образована звуками, скрытыми во вдохе и выдохе. Эта мантра связана с потоками праны в позвоночнике, в каналах uda и питала. На вдохе энергия в позвоночнике поднимается, что соответствует мысленной установке «наружу». При выдохе в позвоночнике происходит движение энергии вниз, и, соответственно, энергия в теле и сознании направляется внутрь.

Хонг сау означает «Я есть Он». Это формула внушения своей сущности и одновременно приобщение к божественному.

Нужно мысленно следить за дыханием при вдохе, мысленно произнося «хонг», а при выдохе — «сау».

Шри Крийянанда учит:

«При вдохе мы, в некотором смысле, утверждаем свое «Я», но оно столь незначительно, что можно готовиться к тому, чтобы предложить это «Я» Богу. Когда мы говорим «сау» и снова возвращаемся в сознание «Я» при вдохе, мы утверждаем противоположное: «Он есть Я», и, следовательно, это «Я» уже более высокого уровня, а не просто эго, и одно помогает другому».

Есть еще одна мантра, которая тоже используется в Индии и называется сохам («хонг сау», произнесенная в обратном порядке, превращается в «сохам»).

Чтобы подготовиться к практике хонг сау, выполните следующую процедуру:

1. Сядьте прямо в удобной для медитации позе, закройте глаза и полностью расслабьтесь. Для полного расслабления тела сделайте глубокий вдох и напрягитесь всем телом. Затем выдохните и расслабьтесь. Это упражнение на чередование напряжения и расслабления следует выполнить трижды, затем полностью расслабьтесь и прочувствуйте расслабление.

2. Оставаясь в состоянии расслабления, выполните 6—9 циклов лома пранаямы (см. главу 5): это дыхание через обе ноздри, состоящее из трех равных фаз. Вдохните, считая до двенадцати, задержите дыхание, считая до двенадцати, и выдохните, считая до двенадцати (12:12:12). Если для ваших легких это слишком тяжело, уменьшите соотношение вдвое (6:6:6).

3. Сохраняйте неподвижность и спокойно направьте внимание в точку между бровями. Освободитесь от всех мыслей, сосредоточьтесь на данном конкретном моменте: «здесь и сейчас». Продолжая смотреть в духовное око, поддерживайте осознанное внимание на естественном дыхании. Если ум ваш начинает блуждать, спокойно верните его к осознанному наблюдению за дыханием. Усилением сосредоточения заставьте свой разум углубиться в себя до состояния полного поглощения.

Теперь можно перейти к произнесению мантры «хонг сау».

1. Сначала сделайте глубокий выдох; после того как начнете вдох, мысленно сопровождайте его звуком «хонг».

2. При выдохе мысленно следуйте за ним со звуком «сау».

3. Сохраняя внимание на духовном оке (точке между бровями) и сосредоточиваясь на вдохе (не на процессе дыхания, а на воздухе, поступающем через ноздри), почувствуйте, как он входит в ноздри, затем ощутите, как он проникает дальше, пробуждая духовное око в лобной доле мозга.

4. Продолжайте смотреть внутрь себя, в духовное око, сосредоточиваясь на дыхании и мысленно сопровождая вдох звуком «хонг», а выдох — звуком «сау». Когда разум достигнет сосредоточения и спокойствия, наслаждайтесь продолжительными паузами между свободными вдохами и выдохами.

Практика глубокой концентрации позволяет насладиться состоянием абсолютного внутреннего покоя, поэтому выполняйте процедуру сосредоточения с чувством умиротворения, а не как серию механических повторов. Получайте удовольствие от покоя, особенно в паузах между вдохами.

Другие техники концентрации внимания
Тратака (фиксация взгляда) и визуализация

Способ выполнения тратаки рассматривался в главе 4. Нужно зафиксировать неподвижный взгляд на каком-либо предмете (это может быть пламя свечи, яркая звезда, мандала, красивый цветок или глаза на изображении вашего гуру).

Чтобы выполнить тратаку на изображении вашего гуру, Иисуса Христа, Кришны или святого, сядьте в удобную, расслабленную позу. Поместите выбранное изображение перед собой на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки. Пристально, с особым вниманием и интересом смотрите на него, спустя одну-две минуты закройте глаза и представьте лицо и глаза Господа, гуру или святого, чье изображение только что созерцали. Настройте себя на сознание этих великих Учителей, представляя их перед своим духовным оком. Ощутите в лотосе своего сердца их присутствие, любовь, радость, свет и энергию.

Помните, что, независимо от того, насколько велика ваша любовь к этому образу (святому, гуру, божеству), объект преданного сосредоточения всегда следует воспринимать как только одно воплощение Бога. В противном случае за множественностью божественных проявлений нам не удается почувствовать единство, божественную сущность, не скованную временем и пространством, вездесущую, всесильную и всеведущую. Необходимо выйти за пределы поклонения личности и ее телесной формы и настроить себя на божественное сознание, выражающее любовь, свет, радость и мудрость через эту личность.

Джапа

Джапа — это повторение какого-либо имени Бога для укрепления преданности и сосредоточения разума на Боге (об этом шла речь в главе 3). Повторять имя можно вслух, шепотом или про себя. Как правило, для практики джапы используются четки со 108 косточками. Значение числа 108 трактуется так: древними йогами было установлено, что в среднем человек за сутки совершает 21 600 вдохов, а 200 раз по 108 и составляет 21 600. Это число также делится на 9 — число, признанное божественным.

Джапа, произнесенная мысленно, сосредоточенно и с настроем на полное подчинение Богу, готовит разум к глубокой медитации. Постоянная практика джапы очищает разум и уводит поток сознания от внешних объектов внутрь, к Богу.

Для выполнения джапы примите удобную для медитации позу и сосредоточивайтесь либо на сердечной чакре (анахата), либо на «третьем глазе». Если внимание и взгляд закрытых глаз фиксируются на внутреннем божественном глазе, то разум легко контролировать.

В правой руке держите гирлянду джапы или четки. Начинайте с первой маленькой бусины, находящейся рядом с большой бусиной — сумеру. Держа маленькую бусину между большим и средним пальцами, сосредоточенно произнесите мантру один раз. Затем перейдите к следующей маленькой бусине и повторите мантру. Повторяйте мантры, перебирая бусины четок, пока не завершите 108 мантр и не достигнете сумеру. Для того чтобы начать следующий круг, не переходите через нее — идите в обратную сторону, двигаясь от бусины, предшествовавшей сумеру.

Киртан

Киртан, или молитвенная декламация, также описанная в главе 3, прекрасно помогает сосредоточить и направить энергию разума внутрь, к Богу. Она пробуждает в сердце истинную любовь и преданность и способна возбудить в нас стремление познать Бога, быть ближе к нему. Она позволяет нам ощутить вкус блаженства, которое является нашей истинной сущностью. Декламация, кроме того, создает атмосферу любви, радости и покоя.

Перед тем как приступить к декламации, спросите себя: «К кому я обращаюсь и зачем?» Этот вопрос важен, если вы хотите выйти за пределы эго-сознания. При декламации мы должны ощущать Бога в своей душе, поэтому вкладывайте в нее любовь и преданность, целиком отдайте свой разум Богу. В процессе декламации вслушивайтесь в слова, ощущайте энергию и создаваемую ими силу вибрации. Глаза держите закрытыми, сосредоточиваясь либо на «третьем глазе» (аджна чакра), либо на сердечной чакре.

Начинайте декламацию громко, наполняя тело и сознание словами и ритмом. Затем постепенно убавляйте громкость, одновременно усиливая внутреннее осознание произносимого, пока на подсознательном уровне не обратите внутренние вибрации в постижение духовных истин. Парамханса Йоганан-да обычно говорил своим ученикам, что киртан — это половина пути к цели. И пусть эти вдохновляющие слова великого наставника воодушевляют всех тех, кто воистину стремится обрести Бога.

Дхьяна

Дхарана (сосредоточение) является первым этапом медитации. Второй ее этап — это дхьяна, непрерывное сосредоточение, или погруженность в себя.

«Медитация есть непрерывное и свободное течение осознанного внимания к объекту сосредоточения» («Йога Сутра»3: 2).

Между сосредоточением и медитацией есть различие. При сосредоточении (дхарана) внимание фиксируется на маленькой, ограниченной области (объекте сосредоточения). Если в этот момент в уме действует всего одна мысль или идея, то это медитация (дхьяна). При медитации нет и намека на отвлечение (блуждание) ума, а если осознается отвлечение, это не медитация, а всего лишь сосредоточение.

Разница между сосредоточением и медитацией состоит в том, что при сосредоточении происходит осознание этого акта и возможны отвлечения, в то время как при медитации целостность внимания не нарушается, а отвлечения полностью отсутствуют. При медитации разум объединяется с предметом сосредоточения и осознает только себя и этот предмет.

Почему необходимо медитировать

К медитации людей побуждают разные причины. Чаще всего с ее помощью они стремятся снять стресс, обрести душевное равновесие, расслабиться, ощутить прилив энергии или избавиться от недугов. Некоторые медитируют, пытаясь решить свои проблемы, - они углубляются в размышления и занимаются самопознанием. Есть и такие, кто желает таким способом уйти от реальности, а часть даже ищет в медитации «кайф», подобный тому, что дают наркотики. Часто медитация бывает сложной для понимания, и после первых попыток люди оставляют занятия — однако в жизни ничто не дается легко. В первую очередь, необходимо иметь искреннее желание воплотить свою истинную сущность и познать Бога. Во-вторых, нужно заниматься настойчиво и упорно, вплоть до достижения цели, и тогда вы пожнете плоды глубокой медитации: душевное равновесие, внутреннюю радость, божественную энергию и глубокое спокойствие.

Медитация, несомненно, оказывает положительное воздействие на наше физическое, психическое и эмоциональное здоровье, но истинная ее задача состоит в том, чтобы расширить пределы нашего разума и освободиться от мысленных волн (вритти). Другими словами, медитация успокаивает индивидуума и приводит его в состояние невозмутимого спокойствия, что позволяет нам познать и выразить чистое сознание, являющееся отражением Бога. После того как все чувства взяты под контроль и спокойствие разума достигнуто, мы открываем себе доступ к высшим состояниям сознания, при которых свет сознания, обращенный сам на себя, может испытать единение с Богом. В этом возвышенном состоянии сознания человек выходит за пределы своего разума, интеллекта и эго, чтобы испытать истинную природу своего «Я», которое есть Сат-Чит-Ананда (Вечное Бытие, Вечное Всеведение и Высшее Блаженство).

Ограниченные возможности чувств и интеллекта не позволяют нам познать нашу истинную природу, наше «Я» (внутренний носитель знания, существующий сам по себе). Человеческий разум, образованный мыслями, идеями, желаниями, воспоминаниями, воображением, ограничен — он не в силах постичь бесконечную рельность. Будучи «тонкой» энергией материи, разум создает собственный мир впечатлений и отношений к вещам в соответствии со своими желаниями. Из-за желаний, привязанности, эго-сознания, поведения и ошибочного самоотождествления с умом, телом и чувствами нам приходится переживать страдания, испытывать боль, разочарование. Не зная своей подлинной сущности и забывая о своей истинной духовной природе, мы утрачиваем знание своего настоящего «Я», источника внутреннего счастья, покоя и радости.

В качестве существ духовных, созданных по образу и подобию Бога, мы наделены врожденной способностью полностью пробудиться и осознать чистое блаженное сознание души и связь сознания с бесконечным. Медитация пробуждает нас, чтобы мы могли узнать и воплотить в этой жизни свою истинную духовную природу. С помощью медитации мы вновь обретаем свою духовную сущность и вспоминаем о вечном, наполненном любовью, о родстве с Богом.

Медитация помогает нам осознать, что мы не физическая оболочка, не разум, не интеллект, не эго и не чувства. Мы открыаем рай внутри себя, и это не пристанище души после смерти, а божественное сознание, которое можно постичь и испытать в этой жизни.

Великие учителя о медитации

«Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть» (Иисус Христос, Евангелие от Луки 17: 21).

«Душа любит медитировать, поскольку в общении с духом состоит великая радость. Помните об этом, когда ощущаете во время медитации сопротивление ума. Нежелание исходит от эго, оно не относится к душе».

Парамханса Йогананда.

«Воплощение своей сущности — это цель жизни. Путь к ней — праведная жизнь и постоянная медитация».

Свами Шивананда.

«Медитация — великое подспорье в духовной жизни. Медитируя, мы отрешаемся от всех связей с материальным миром и ощущаем свою божественную природу. При медитации мы не зависим от помощи извне».

Свами Вивекананда.

«Мы медитируем не для того, чтобы обрести Бога, но чтобы постичь, что Бог уже обретен».

Свами Муктананда.

«Медитируйте только на Нем, источнике добродетели. Возносите к Нему молитвы, полагайтесь на Него. Старайтесь больше времени посвящать джапе и медитации. Положите свой разум к Его стопам».

Шри Анандамайи Ма.

«Истинная медитация заключается в том, чтобы целиком погрузиться в Бога, сделать Его единственной целью, единственной мыслью. Бог и только Бог, ничего более. Думайте о Боге, дышите Богом, живите Богом».

Сатхья Саи Баба.

О занятиях медитацией
Где лучше медитирова ть

Для занятий важно подобрать такое место, которое использовалось бы регулярно и только для медитирования. Это поможет вам создать особую медитативную вибрацию и духовную атмосферу там, где вы предпочтете расположиться.

Далее:

 

Глава IV. Методы изучения роли водного фактора в распространении инфекционных заболеваний и выявления водных эпидемий (вспышек).

Диссеминированная гонорейная инфекция.

Колит.

19. Арника горная.

Понятия: точность формулировок.

Общая оценка генетической одаренности.

18.13. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при задушении инородными телами.

 

Главная >  Публикации 


0.0847