Главная >  Публикации 

 

• логические последствия могут быть прикладными



Прикладное последствие всегда возникает там, где вы предпринимаете действие, которое логически соотносится с предшествующим поведением вашего ребенка. Если, например, ваш ребенок разольет молоко, вы подаете ему тряпку.

Одна мама постоянно просила своих детей раскручивать грязные носки перед тем, как класть их в корзину для белья, но все без толку. И она решила испробовать метод логического последствия. Носки, которые были скручены, она просто перестала стирать. Прошли две недели, все скрученные носки по-прежнему лежали в корзине, но мама ничего не говорила. Спустя несколько дней она заметила, что кто-то раскрутил все грязные носки, лежащие в корзине. С того времени дети стали старательно раскручивать свои носки, и для этого им не требовалось никаких напоминаний. Атмосфера добрых взаимоотношений в семье была сохранена. Дети не почувствовали, что их поведением «распоряжаются» и, как следствие этого, охотно пошли навстречу маме.

А теперь я предлагаю вам ознакомиться со схемой основных различий между естественными, прикладными и логическими последствиями.

Естественные последствия предполагают:

¦ естественный ход событий; ¦ взрослый ни во что не вмешивается, ни о чем не договаривается и не навязывает своих услуг.

Прикладные последствия предполагают:

¦ немедленное принятие решения без предварительного согласия или договоренности; ¦ заранее не обсуждаются с самим ребенком; ¦ имеют логическое отношение к предшествующему поведению ребенка; ¦ одноразовое использование методики; ¦ взрослый сам организует их проведение. Логические последствия предполагают:

¦ руководство и организацию со стороны взрослого; ¦ ваш ребенок сам участвует в их обсуждении, осмыслении и согласовании; ¦ тесную взаимосвязь с поведением ребенка; ¦ применяются тогда, когда устанавливаются добрые взаимоотношения.

• если в вашей семье есть подростки...

При разработке логических последствий с подростками вам нужно учитывать следующее.

1. Если вы говорите: «Тебе самому решать», то должны в точности следовать сказанному. Мы часто портим отношения с ними потому, что злимся или разочаровываемся в их поступках, которые не соответствуют нашим желаниям, несмотря на то, что сами предоставили им возможность выбора.

2. Подростки очень чувствительны к двойной морали, такой как: «Папа, если ты выпиваешь, то почему мне нельзя?» 3. Подростки часто реагируют на расспросы взрослых такими высказываниями: «Я не знаю» или «Мне все равно». Это — их обычный способ сводить счеты с взрослыми. Если подросток отвечает вам таким образом, спросите, что его обижает в ваших поступках. Начинайте восстанавливать взаимоотношения, подбадривая его, или с помощью совместных дел, приносящих радость и удовольствие.

Мы все прекрасно знаем, что чтение нотаций ни к чему хорошему не приводит, однако никак не можем от них отказаться: «Знаешь, когда я был в твоем возрасте, то не только успевал учиться, но уже работал полный рабочий день!» Лучших результатов вы добьетесь, побуждая подростков к размышлению: «Ты как-то упоминал, что тебе нужно больше денег. У меня нет желания увеличивать твои карманные расходы. Поэтому подумай, каким образом ты сам можешь решить эту проблему».

Совет, данный подростку без его просьбы или согласия, он чаще всего пропускает мимо ушей. Чтобы обратить его внимание на то, что вы хотите посоветовать, лучше спросите: «Хочешь совет?» и, если услышите отрицательный ответ, с честью примите его.

Вы, наверное, обычно сами чувствуете, когда подростка что-то не устраивает во взаимоотношениях с вами. Если вы это замечаете, задайте себе вопрос: «Может быть, я часто пытаюсь взять его действия под свой контроль, слишком много читаю нотаций и нравоучений?» 4. В подростковом возрасте ваш ребенок начинает постепенно выходить из-под родительской опеки. Мнение ровесников становится для него таким же важным, или даже важнее, чем родителей. Над нами нависает угроза «потерять» сына или дочь. Иногда, чувствуя такую опасность, мы начинаем критиковать его друзей, но такая тактика способна только отдалить вас от подростка. Помните, что ваша родительская функция как раз в том и состоит, чтобы постепенно сложить с себя родительские обязанности, ведь ваши дети — это будущие родители. Вам лучше не критиковать их потребность в свободе, а, наоборот, признать и одобрить их независимость.

5. Случается, что на подростков очень негативно действует ваше заявление о том, что вы их понимаете и знаете наперед, как они поведут себя в той или иной ситуации. А они «часто не хотят, чтобы их понимали, особенно взрослые, потому что подростки считают свои проблемы уникальными. Они опасливо воспринимают любое ваше вмешательство в мир своих чувств. Это связано с их стремлением к свободе и самоутверждению.

Вот пример навязывания родительской воли в отношениях с подростками.

«Сара. — выражает свое недовольство дочери мать. — Ты совсем перестала рассказывать мне о своих делах. Не могу понять, что с тобой происходит. Когда ты была младше, то всем всегда делилась со мной». «А мне и не надо, чтобы ты понимала меня», — отвечает дочь.

Если вы чувствуете, что в ваших отношениях с подростками появляется некоторая напряженность, примите их стремление держаться с вами на расстоянии как нечто неизбежное и не форсируйте события, навязывая им свою волю. Учтиво относитесь к их желаниям.

По стечению обстоятельств мы иногда сами поступаем так, что дети с раннего возраста перестают доверять нам, а затем жалуемся, что они не хотят разговаривать с нами, когда достигают подросткового возраста. Как это ни прискорбно, непреодолимым препятствием в отношениях между подростками и взрослыми порой становится отсутствие взаимного общения. В период становления подростка двери, ведущие к взаимному контакту и общению, всегда следует держать открытыми. Многое здесь зависит от нашего умения с уважением относиться к ребенку даже в тех случаях, когда его взгляды на жизнь расходятся с нашими.

Логические последствия — это альтернатива традиционным воспитательным методам поощрения и наказания. Возможно, наступит такое время (через три или четыре поколения!), когда для большинства родителей применение логических последствий будет вполне естественным, так как этот процесс станет неотъемлемой частью образа жизни, в котором они сами росли и воспитывались. Ну, а пока основная задача современного поколения родителей, дедушек и бабушек — творческое применение и совершенствование этого метода. Если уж нам не удалось испытать его эффективное действие на себе, предоставим такую возможность хотя бы нашим детям!

• анализ результатов

Важно не только правильно воспитывать ребенка, приучать его к дисциплине и порядку, но и следить за эффективностью тех или иных воспитательных приемов. Привожу ряд вопросов, которые полезно задавать себе после того, как вы подвергли ребенка дисциплинарному воздействию.

1. Что произошло с ним после применения исправительной меры? Разозлило это его или нет? Заметили ли вы признаки пассивно-агрессивной формы поведения (вымещал ли он свою озлобленность на младших братьях и сестрах, домашних животных или сводил счеты каким-нибудь другим образом)? Был ли он по-настоящему заинтересован в исправлении своего негативного поведения?

2. Как повлияла эта воспитательная мера на его самооценку? Упал он в своих глазах или, наоборот, возвысился?

3. Ощутил ли ребенок полную уверенность в том, что он сам исправил ошибку, за которую его подвергли исправительной мере воздействия?

4. Как подействовал на ребенка фактор самоконтроля? Основывалось ли его последующее поведение на его внутреннем стремлении или преобладающим стал внешний фактор воздействия? (Помните, что внутренний фактор неизменно приводит к личной ответственности за свои поступки, а внешний — к беспомощности, безволию, чрезмерной уступчивости или, наоборот, излишнему упрямству и неподатливости.) 5. Что изменилось в ваших отношениях с ребенком? Улучшилось ли взаимное общение? Поделился ли он с вами своими неудачами или побоялся это сделать? (Его боязнь проявится в том случае, если он постарается обмануть вас или свалить вину за свои ошибки на других.) Может быть, вы «выиграли сражение» (добились, чтобы он сделал так, как вы хотели), нарушив при этом ваши взаимоотношения?

6. Улучшило ли ваше взаимодействие его умение вести переговоры?

7. Осознал ли ваш ребенок то, что его поведение регулируется множеством альтернатив, или считает, что перед ним вообще нет никакого выбора?

Рекомендации Заполните план разработки логического последствия. Предварительно распределив роли, разыграйте это последствие с вашим партнером или другом. Затем попросите его поменяться ролями, чтобы почувствовать обратную связь в общении.

Глава 7. Совершенствование навыков общения
• управление чувствами

В детском возрасте многим из нас не разрешали открыто выражать свои чувства. Нам говорили примерно так: «Тебе хочется поплакать? Ну, теперь ты у меня действительно поплачешь!» Слезы, выражающие уязвимость ребенка, рассматривались как проявление слабости и безволия. Даже в словаре дается негативное толкование значения слова «уязвимый»: 1) ранимый, не способный защитить себя от внешних нападок; 2) восприимчивый к критике, легко поддающийся искушениям и влияниям извне и т. д. Кто захочет быть уязвимым или чутким с определениями, подобными этим? Нам нужно ввести новое определение, которое давало бы характеристику словам «уязвимость» и «чуткость» как откровенность, прямота, умение открыто выражать свои чувства.

У нас есть склонность критически относиться или категорически отвергать все то, что мы не понимаем или, вернее, не хотим понять. Это отчетливо проявляется в нашем стремлении доказать детям, что они заблуждаются в своих чувствах: «Разве можно не любить свою сестру?» Не бывает правильных или ошибочных чувств. Они просто существуют, и ничего с ними нельзя поделать. Чем слабее наш контакт с собственными чувствами, тем настойчивее мы пытаемся опровергнуть проявление каких бы то ни было чувств у наших детей. Вот перечень «заглушек» для чувств — другими словами, того, что мы порой делаем, подавляя выражение детских эмоций:

¦ ругаем, бранимся или упрекаем.; ¦ обвиняем; ¦ читаем нотации; ¦ обзываем; ¦ решаем проблемы за наших детей; ¦ даем советы без всякой надобности; ¦ наказываем; ¦ поучаем, читаем морали; ¦ унижаем словами и поступками; ¦ жалеем по всякому поводу; ¦ высмеиваем; ¦ пользуемся сарказмом; ¦ берем на себя всю ответственность; ¦ высокомерно к ним относимся; ¦ опровергаем их мысли и поступки; ¦ принижаем их способности; ¦ перебиваем или встреваем в их разговоры. Если вы сделаете нечто подобное, когда ребенок будет открыто, выражать свои чувства, то увидите, как он автоматически подавит их в себе. Тем самым он как бы говорит: «Совсем небезопасно для меня показывать, кто я есть на самом деле. Не лучше ли спрятать свое чувство куда подальше?» Поскольку речь зашла о таком распространенном явлении, как подавление в себе эмоций, хочу обратить ваше внимание на то, что очень часто мы и наши дети делаем это во время еды. Мне невольно довелось стать свидетельницей такой сцены: одна мама обедала в ресторане со своим маленьким сыном, явно страдающим избыточным весом. Мама беспрерывно ворчала на мальчика. Было заметно, что мамины придирки очень раздражали ребенка. А пока она «пилила» его, он запихивал в рот пищу с неимоверной быстротой. Подавленные эмоции могут проявиться со временем в том или ином заболевании. Ребенок, всецело подчиненный воле родителей, лишенный возможности открыто выражать свои чувства в их присутствии, может в отчаянии вымещать свои отрицательные эмоции на младших братьях или сестрах, домашних животных, а также игрушках и других вещах.

Подавленные эмоции накапливаются. Выраженные эмоции рассеиваются.

Поговорим теперь о способах, с помощью которых вам можно установить такой контакт с ребенком (или взрослым человеком!), который бы вызвал выражение чувств, переполняющих вашего собеседника.

Скажите: «Я могу понять, почему ты так сердишься».

Внимательно вслушивайтесь в то, что говорите. Эти слова произносите, представляя себе, что их говорит вам ваш(а) друг (подруга) на первом свидании.

С любопытством задавайте вопросы: «А что твой брат натворил, чтобы разозлить тебя?» Посочувствуйте: «Если бы я был на твоем месте, то, наверное, чувствовал бы то же самое».

С помощью наводящих вопросов вызовите выражение чувства: «Как ты себя после этого чувствуешь?» или «Расскажи мне об этом еще».

Задавайте такие вопросы, которые подскажут ребенку решение его проблемы: «А что случится, если...» Найдите что-либо в его высказываниях, достойное похвалы, и подбодрите его: «Я вижу, что ты не сдаешься и действительно настроен сделать так, как хочешь».

При случае поделитесь подобными переживаниями из собственного опыта, чтобы помочь ребенку почувствовать, что он не одинок в этом мире: «Когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, я испытывал те же самые трудности в общении с девочками».

Когда ребенок выражает свои эмоции, то вам, прежде чем следовать предложенным выше советам, нужно понять и принять его переживания или выразить ему свое сочувствие. Ощущение того, что его понимают и принимают таким, какой он есть, сыграет решающую роль в преодолении ребенком своих отрицательных эмоций. Если же вы сразу начнете предлагать ему варианты поступков и давать советы, то ребенок только расстроится еще больше или займет оборонительную позицию.

Зачастую все, что от вас требуется, — это просто внимательно выслушать ребенка, взяв его за руку.

Однажды, когда я рассказывала мужу о своих неприятных переживаниях, он стал советовать мне, как быстрее забыть о них. В тот момент я почувствовала, что его советы только отдаляют нас друг от друга и приводят меня в еще большее уныние. Наконец, я попросила его: «Лучше просто возьми меня за руку и скажи, что понимаешь, как мне тяжело». Он подержал мои руки в своих, и я почувствовала себя намного лучше. Уже потом он сказал, что ему самому сделалось намного легче на душе, когда он просто успокоил меня и не стал настаивать на немедленном принятии решения по поводу моей проблемы. Мы сами порой попадаем в неприятные ситуации, когда считаем, что нужно что-то быстро уладить, переделать, кого-то исцелить или выручить...

• преуменьшение значимости чувств

Однажды за завтраком я спросила своего мужа Брайана, когда он собирается навестить дочерей. (У него от предыдущего брака есть три дочери, которые живут в четырех часах езды от нас.) Он сказал: «Я говорил им, что приеду в четверг и пробуду у них до субботы».

«Перед тем как давать обещания подобного рода, — заметила я, — мне хотелось бы, чтобы ты сначала ставил в известность и меня».

Брайан ответил: «Ну, ведь это же ни к чему не обязывает, планы могут измениться».

«Дело не в том, обязывает это к чему-либо или нет», — резко отреагировала я на его слова.

Он мягко сказал: «Ну к чему такой тон!».

Ненадолго задумавшись, я ответила: «А мне показалось, что ты совсем не придал значения тому, о чем я тебя просила».

«Ты права, — согласился Брайан. — Я действительно преуменьшил значимость твоей просьбы, но с сегодняшнего дня буду обсуждать с тобой все планы, прежде чем принять окончательное решение».

Я почувствовала, как мое напряжение ослабло, потому что Брайан с пониманием отнесся к моему эмоциональному срыву. Его сочувствие избавило нас от возможной ссоры.

Важно вовремя выражать свои чувства, а не таить обиду.

• искусство общения с ребенком

Давайте представим, что ваш ребенок берет у вас драгоценности, чтобы поиграть с ними, и не кладет их на место. Одним вариантом вашей реакции может быть таким: «Почему ты всегда берешь мои вещи? Я никогда не могу найти их на своем месте. Если ты не перестанешь их брать, я. буду закрывать дверь своей комнаты на ключ!» Не обостряйте с ним отношений и не угрожайте, иначе он начнет защищать себя или просто не послушается вас. Как вести разговор, чтобы человек прислушался к вам?

«Меня охватывает чувство...» «Когда ты...» «Потому что.,.» «Я хочу, чтобы...» «Мне нравится, что ты...» Вот что примерно можно было сказать ребенку, используя эту модель.

«Меня беспокоит, когда ты берешь мои драгоценности, потому что если они мне понадобятся, я не смогу взять их там, где оставила. Поэтому я хочу, чтобы ты клала их на место. А вообще-то мне нравится, что у тебя хороший вкус». (Если вы испытаете этот прием и у вас ничего не получится, примените метод логических последствий).

• следите за ответной реакцией ребенка

Общаясь с детьми, внимательно относитесь к тому, что вы говорите и как они на это реагируют. Следите за выражением лица и положением тела ребенка, чтобы убедиться, что ваше общение не досаждает ему. Если ребенок начинает объяснять что-то, оправдывая свое поведение и защищая себя, пытается что-то скрыть или его поведение и вид вас раздражают, то это не что иное, как проявление его защитной реакции. В этом случае постарайтесь как-то подбодрить его, чтобы создать атмосферу доверия и открытости.

• семейные собрания

Жить в тесном семейном кругу, сохраняя добрые и здоровые отношения друг с другом, совсем не просто, ведь для этого требуются постоянное взаимодействие и взаимовыручка. Я рекомендую вам один раз в неделю проводить семейные собрания. Такие собрания помогают детям ощущать свою причастность к семейным делам, к тем решениям, которые мы принимаем, в результате чего они чувствуют большую ответственность. Семейные собрания предусматривают свободное выражение мнений каждого его участника без риска, что его за это осудят. Чтобы обеспечить такую уверенность, вам необходимо договориться друг с другом, что во время их проведения всякая критика исключается.

Важно проводить собрания в определенный день недели в конкретное время. Я бы посоветовала сделать это время обязательным для всех членов семьи и не допускать никаких изменений и исключений. Если вы станете часто изменять сроки проведения собраний и то один, то другой член семьи будут на них отсутствовать, то никакой пользы такие «посиделки» не принесут. Какие дела можно обсуждать на семейных собраниях?

¦ Согласование недельного распорядка каждого члена семьи с учетом режима работы или учебы.

¦ Планирование питания.

¦ Планирование отдыха, каникул и отпусков.

¦ Круг семейных обязанностей.

¦ Конфликты между членами семьи.

¦ Задачи каждого на неделю. Какую поддержку может ему (ей) оказать семья в выполнении этих задач.

¦ Личные проблемы каждого, требующие помощи со стороны того или иного члена семьи. Поощрения.

¦ Финансовая смета (бюджет семьи).

¦ Объявления.

¦ Семейные развлечения и увеселения.

Во время конфликтов слова зачастую приобретают силу оружия, поэтому лучше отложите ваш разговор до следующего семейного собрания. Это даст возможность каждому остудить свой пыл. Если конфликт происходит между детьми, то решение отсрочить выяснение их отношений до следующего семейного собрания может предотвратить их драки и ссоры.

«Мам, а Бобби взял у меня роликовую доску и не хочет отдавать ее обратно!» — «Почему бы тебе не вынести этот вопрос на повестку следующего семейного собрания, Сью?» — отвечает мама.

Советы по проведению семейных собраний 1. Проводите собрания один раз в неделю, выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех членов семьи. Строго придерживайтесь установленного времени. Не изменяйте это время в интересах того или иного члена семьи.

2. Отключайте на это время телефон, чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.

Далее:

 

Краткий словарь терминов.

Глава 5. Мы так похожи, или другие – это....

Секрет всех законов, или жизнь в резонанс с законами мироздания.

Заболевания желчного пузыря и желчных протоков.

Возрождение бальнео- и гидротерапии.

Витамины.

Глава VII Почему о нас беспокоится Мария Алексеевна.

 

Главная >  Публикации 


0.0005