Главная >  Публикации 

 

Лекция 7 Основные принципы организации психиатрической помощи населению в чрезвычайных ситуациях



4. Шовный материал отбирают в количестве около 15 см каждого образца в сухую пробирку.

5. Перевязочный материал отбирают из разных мест бикса. Мелкие предметы отбирают целиком, от крупных отрезают кусочки. На каждый вид материала используют двойное количество каждой из трех питательных сред. Таким образом делают посев операционного белья, от которого отрезают небольшие кусочки (завязки,внутренние швы и т.п.).

6. От систем переливания,перчаток,изделий из резины и пластиков отрезают небольшие кусочки (2см). Мелкие предметы отбирают целиком.

7. Для контроля эффективности обработки кожи,операционного поля, рук хирурга производят смывы марлевыми салфетками размером 5 х 5 см смоченными в стерильном физрастворе. Салфеткой тщательно протирают ладони, околоногтевые и межпальцевые пространства обеих рук, после чего помещают ее в пробирку с физраствором и доставляют в баклабораторию.

8. Бакконтроль работы автоклавов и сухожаровых шкафов проводится 1 раз в месяц. Биотесты готовятся и исследуются в баклаборатории.

1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2. Материал отбирается непосредственно из очага поражения или соответствующее отделяемое (мокрота, моча, желчь и др.).

3. При отборе материала необходимо соблюдать правила асептики, не допуская загрязнения его микрофлорой окружающей среды.

4. Материал отбирается до начала антибактериальной терапии или через период,достаточный для его элиминации из организма. Если материал взят на фоне антибактериальной терапии,об этом указывается в направлении.

5. Материал для исследования отбирается в период наибольшего содержания в нем возбудителей заболевания (кровь во время озноба, фекалии во время диареи и т.д.).

6. Для предупреждения инфицирования во время взятия проб и их транспортировки медперсонал должен строго выполнять соответствующие инструкции по соблюдению эпидрежима при работе с особо опасными материалами (защитная одежда, специальные маски, очки, респираторы и

7. Сроки взятия материала должны соответствовать патогенезу инфекции, циклическому развитию возбудителя заболевания и другим условиям.

* Кровь у людей берут стерильным шприцем из локтевой вены, соблюдая правила асептики, в количестве 8-10 мл и разливают ее в 3-4 стерильные стеклянные пробирки или специальные пластиковые пробирки с пробкой. Для предупреждения свертывания крови в одну из таких пробирок добавляют гепарин (0,01 мг на 1 мл крови). Одновременно готовят 2-3 мазка крови на предметных стеклах обычным способом. Как правило, мазки не фиксируют. О том,что мазок не фиксирован,делают отметку в сопроводительном документе. Предметные стекла с высохшими мазками складывают попарно, намазанными сторонами внутрь, прокладывая между ними полоски фильтровальной бумаги.

* Выделения и смывы с поверхности слизистых оболочек верхних дыхательных путей берут с помощью небольших стерильных ватных тампонов, слегка смоченных в стерильном физрастворе,которым протирают носоглотку и ротовую полость. Смывы (полоскания) носоглотки также производятся физиологическим раствором, жидкость сливается в ту же пробирку, куда помещается и тампон. Слизь из носа, налеты в зеве берут (раздельно из носа и зева) также тампонами, которые затем помещают в пробирки и герметизируют.

От больных с ангинами и с подозрением на дифтерию сбор материала необходимо проводить в течение 3-4 часов (не позднее 12 часов) с момента обращения в

При исследовании на дифтерию обследуют носоглотку,при этом во всех случаях берут слизь и пленки с миндалин из зева и носа. При дифтерии редких локализаций (глаз, ухо, рана, кожа, влагалище) помимо пораженных участков, следует также брать материал с миндалин и из носа.

Взятие материала должны проводить специально обученные мед.работники: с диагностической целью

* работники ЛПУ, в очаге дифтерийной инфекции

* работники ЦГСЭН или специально обученные бригады.

Для взятия материала используют стерильные ватные сухие тампоны. Материал с миндалин и из носа берут отдельными тампонами,натощак или не ранее, чем через 2 часа после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов. При наличии налетов материал следует брать с границы пораженных и здоровых тканей, слегка нажимая на них тампоном. Для взятия материала из носа используют один тампон, который вводят сначала в один, а потомв другой носовой ход, не касаясь крыльев носа снаружи.

При проведении курса лечения антибиотиками или другими антибактериальными препаратами материал следует брать не ранее, чем через 3 дня после окончания лечения,чтобы исключить их бактериологическое действие на возбудителя дифтерии.

Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее 3-х часов после взятия материала.

Пробирки четко маркируют,указывая зев (з) и нос (н),скрепляют вместе от каждого лица и придают номер в соответствии с прилагаемым списком, где указывается ФИО, происхождение материала (зев, нос или др.локализация), название учреждения, направившего материал, или домашний адрес, цель обследования (диагностическая с указанием диагноза, по эпид.показаниям, профилактическое обследование и пр.), время взятия материала.

* Испражнения собирают в чистое подкладное судно,на лист плотной бумаги или непосредственно из прямой кишки. Материал можно брать ложками или стеклянными трубками с резиновой грушей. Для взятия материала у больных с обильным водянистым стулом можно использовать резиновый катетер N 26 или 28,один конец которого вводят в прямую кишку, а другой опускают в банку. Стерильный ректальный ватный тампон вводят в прямую кишку на глубину 5-6 см и собирают им содержимое со стенок кишечника; тампон опускают во флакон или пробирку с 1% пептонной водой, обломив часть деревянного стержня. Стерильную петлю из алюминиевой проволоки перед забором материала смачивают стерильным физраствором и вводят в прямую кишку на 8-10 см. Можно использовать универсальные пробирки с тампоном и миниатюрной ложечкой,которая применяется для сбора фекалий из подкладного судна (бумаги) в пробирку. Для ускорения результатов баканализа целесообразно производить посев на питательные среды непосредственно у постели больного. Пробирки вместе с посевом срочно направляют в лабораторию.

* Мочу для баканализа собирают в стеклянную посуду. Наружное отверстие мочеиспускательного канала предварительно очищают ватным тампоном, смоченным раствором сулемы или другим дезраствором, и тщательно обмывают после этого стерильной водой. Первую порцию мочи выливают, затем собирают для анализа 50-60 мл.

* Материал из бубона берут стерильным шприцем. Если бубон имеет сохранившуюся кожу, то ее предварительно протирают спиртом. Пункцию бубона производят как в его центре,так и на периферии. Из вскрывшегося бубона материал забирают в местах с сохранившейся тканью, а также берут отделяемое бубона. Готовят мазки на предметных стеклах,полученный материал в пробирках плотно закрывают и направляют в лабораторию.

* Папулы,везикулы,пустулы перед взятием материала очищают ватным тампоном,смоченным эфиром или спиртом,затем прокалывают их у основания стерильной иглой или тонким капилляром пастеровской пипетки. Элемент сверху надавливают иглой.Корку или верхнюю часть везикул отделяют от кожи иглой, скальпелем, а папулы соскабливают скальпелем. Из полученной жидкости и пульпы готовят мазки на предметных стеклах,высушивают их на воздухе без фиксации, затем помещают в соответствующую тару таким образом, чтобы стекла не соприкасались между собой. Мягкие корки везикул осторожно зажимают между предметными стеклами. Полученные материалы помещают в полиэтиленовые мешочки, герметизируют и отправляют в лабораторию. При наличии у больного на коже папул, везикул, пустул кроме забора проб из этих образований, берут на анализ также отделяемое слизистой полости рта и носоглотки. Для этого используют стерильные ватные тампоны, смоченные стерильным физраствором. Полученный материал помещают в пробирки и плотно закрывают. Одновременно готовят 2-3 мазка на предметных стеклах, высушивают их на воздухе без фиксации и отправляют в лабораторию.

Лекция 7 Основные принципы организации психиатрической помощи населению в чрезвычайных ситуациях

Учебные вопросы.

1. Лечебно-эвакуационные показатели пострадавших с психическими расстройствами в очагах стихийных бедствий и катастроф

2. Особенности обращения с пораженными с психическими расстройствами.

3. Реактивные состояния.

4. Классификация психотропных препаратов:

5. Неотложная терапия при некоторых психопатологических синдромах и состояниях.

6. Задачи психотерапевтической бригада специализированной медицинской помощи.

7. Лечебно-эвакуационная характеристика больных психиатрического стационара.

Специфическими патологиями поражения населения в экстремальных условиях мирного времени являются психоневрологические стрессы,шок, ступор. Примерно 10-15% пораженных нуждается в стационарном лечении в психоневрологических ЛУ и не менее 50%- в амбулаторно-поликлинических условиях.

Лечебно-эвакуационные показатели пострадавших с психическими расстройствами в очагах стихийных бедствий и катастроф (% ко всей группе пострадавших) лечебно-эвакуационные показатели исходы нужд. В. нужд.в нужд.в сроки лечения, сут. Способность инвалид довра-чебно1й специа-лизидо до 11-31- 61- > к выполнепомощи вра-чебнойпомощи 1 10 30 60 90 90 нию обычных -ность помощи обязанностей

Кратков-ременно потеряв-шие спо-собность к выполн.

Обычных обязан-ност.

- с р-циями невротич уровня 10 100 100

- с р-циями психотич.

уровня

90 40-100 100

Санитар-ные по- тери за пси-хогений степени тяжести:

- легкой 90 75 25 95 5 100

- средней 95 75 75 5 70 15 5 5 95 5

- тяжелой 100 100 100 50 30 20 40 60

Примечание: Данные относятся к тем пострадавшим,у которых имеются только нервно-психические нарушения или они являются ведущими при наличии легких механических,термических или радиационных поражений.

Опыт ликвидации последствий различного рода стихийных бедствий и катастроф свидетельствует о том, что наибольшие затрудения возникают при организации 1-й медицинской и доврачебной помощи пострадавшим психиатрического профиля. Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия лиц,оказывающих помощь,имеют особенно большое "успокаивающее" значение для той части населения,у которой будут иметь место субшоковые (субаффективные) психогенные реакции. Эффективность 1-й медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью мед.персонала и наличием необходимых медикаментозных средств.

Следует помнить ряд важных особенностей обращения с пораженными, имеющими нарушения психической деятельности. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность для самого больного и окружающих его лиц. В связи с этим необходимо ликвидировать обстановку растерянности, паники, несдорового любопытства. Необходимо убрать от больного колющие,режущие предметы. Не следует привлекать к помощи большое количество людей - это приводит к суете. Каждый помогающий должен быть проинструктирован и четко знать свои обязанности. Окружающие не должны проявлять страх перед больным; отношение к нему должно быть заботливым,спокойным и в то же время решительным и твердым. Подойти к больному нужно вплотную, лучше сбоку, усадить его и во избежание неожиданного удара как бы невзначай положить свои руки на его кисти. Нужно мягко и участливо его успокоить. При резком возбуждении попытки словесного успокоения больного могут не дать результата. Если больной не подпускает к себе, вооружившись какимлибо предметом, к нему подходят с нескольких сторон одновременно, держа перед собой одеяла, подушки и т.п. Чтобы удержать больного, прижимают его ноги и руки, причем ноги удерживают давлением на бедра, а руки - на область плечевого сустава. Серьезную ошибку допускают те медработники, которые наступившее успокоение больного принимают за выздоровление - успокоение не должно усыплять бдительность медперсонала. Необходимо помнить основное правило психиатрического надзора - он должен быть тщательным, непрерывным и действенным.

Учитывая, что пострадавшие с психогениями отрицательно реагируют на меры стеснения, с ним следует прибегать только в крайних случаях (агрессивное поведение, выраженное возбуждение, стремление к самоповреждениям). Ограничить меры стеснения можно путем введения медикаментозных препаратов: 2,5% аминазин 2-3мл, 2,5% тизерцин 2-3мл, 0,1% феназепам 2мл, 0,5% диазепам (реланиум) 2-3мл. Лучше назначать указанные препараты в различных комбинациях, например: 2,5%-3,0 аминазина + 1%-1,0 димедрола (димедрол потенцирует нейролептическое действие аминазина); 2,5% 3,0 аминазина + 25%-10,0 магния сульфата (магния сульфат наряду с седативным эффектом обладает дегидратационными свойствами,что важно при закрытой травме головного мозга).Инъекции седативных средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20-30 минут перед эвакуацией возбужденных больных в психоневрологический стационар.

При купировании психотических состояний важно помнить, что введение нейролептиков может привести к таким грозным осложнениям,как развитие нейролептического синдрома,падения сердечно-сосудистой деятельности. Поэтому необходимо вводить медикаментозные препараты для устранения побочных эффектов (сердечно-сосудистые и дыхательные аналептики, корректоры - циклодол); лучше следует пользоваться транквилизаторами.

Основная масса пораженных психиатрического профиля будет представлена лицами с реактивными состояниями, а также с обострением хронических психических заболеваний (развитие острых психозов при шизофрении, МДП, учащение судорожных приступов при эпилепсии). В связи с особенностями данного контингента пораженных потребуется значительное число персонала для их удержания и наблюдения за ними в связи с тем, что данные пораженные по своему психическому состоянию будут представлять опасность как для себя,так и окружающих.

Реактивные психозы представляют собой разнообразные расстройства психотического уровня, возникающие в результате действия психических травм,превышающих адаптационно-компенсаторные возможности индивидуума. В случаях чрезвычайных ситуаций наиболее частыми могут быть аффективно-психогенные шоковые реакции,которые могут проявляться как гипокинетическим вариантом (эмоционально-двигательная заторможенность с явлениями общего "оцепенения"), так и гиперкинетическим (острое психомоторное возбуждение,которое развивается на фоне быстро нарастающей тревоги и страха, обусловленных психотравмирующими переживаниями).

При реактивных депрессиях пораженные могут совершать суицидальные попытки, в связи с чем необходимо уделить им внимание при наблюдении. Не только для себя,но и для окружающих могут представлять пораженные с реактивными параноидами, учитывая,что в данном случае содержание галлюцинаций всегда аффективно окрашено. Пораженные слышат голоса детей и родных,которые просят о помощи, и часто возникает так называемый бред без вины виноватого.

Следует подчеркнуть,что своевременно начатое лечение пораженных с реактивными психозами быстро приводит к обратному развитию психоза. Поэтому здесь важна роль своевременной эвакуации поражен ных в ЛУ.

Классификация психотропных препаратов:

класс препаратов основная характеристика

Устраняют болезненные расстройства восприятия

(галлюцинации), мышления (бред),

1.Нейролептики волевой и эмоциональной сферы (страх, возбуждение,агрессивность)

2.Транквилизаторы Устраняют эмоциональную напряженность и тревожность

3.Тимостабилизаторы Устраняют болезненные фазовые колебания настроения

Устраняют болезненно пониженное настроение и

4.Антидепрессанты заторможенность психической деятельности

5.Психостимуляторы Повышают активность мышления и моторики, устраняют чувство усталости

6.Ноотропы Повышает психический тонус,улучшает мышление и память

7.Психодизлептики Вызывают нарушения психической деятельности

(сознания, восприятия, эмоциональности, мотивации)

Клиническая симптоматика психотропных средств и сферы их преимущественного применения:

1. Психозы:

1. антипсихотическое действие:

o седативное (аминазин, тизерцин, хлорпротиксен, лепонекс) o избирательное (трифтазин, метеразин, галоперидол,эглонил) o общее (мажептил, триседил, пипортил) o стимулирующее (сонапакс, этаперазин, френолон,эглонил)

2. антидепрессивное действие:

o седативное (амитриптилин, герфонал, пиразидол) o тимоаналептическое (имизин, анафранил, пиразидол) o стимулирующее (лудиомил, цефедрин)

3. Реактивные состояния,неврозы:

4. успокаивающее действие:

o седативное (мепротан, нозепам, нитрозепам)

5. активирующее действие o стимулирующее (триоксазин, сибазон, грандаксин) o психотонизирующее (сиднокарб, ацефен, пиридитол, пирацетам).

Неотложная терапия при некоторых психопатологических синдромах и состояниях:

1. Галлюцинаторно-параноидный синдром.

Необходимо начинать с купирования возбуждения:аминазин с начальных доз 50-100мг в/м,быстро наращивая дозы; тизерцин с начальных доз 50-75мг в/м. Далее - применять препараты избирательного действия (стелазин,галоперидол и

1. Депрессивно-бредовый синдром.

Неотложную терапию следует начинать с тизерцина или хлорпротиксена (в/м введение с быстрым наращиванием доз до 200-300 мг/сут) с присоединением препаратов с избирательным антипсихотическим действием (трифтазин, галоперидол, триседил и др.).

1. Депрессивный синдром.

Сочетание антидепрессантов с транквилизаторами и нейролептиками (амитриптилин с хлорпротиксеном, лепонексом, сонапаксом, седуксеном, реланиумом).

1. Кататоническое возбуждение.

Необходимо применение препаратов как седативного,так и общего антипсихотического действия (аминазин, галоперидол, трифтазин).

1. Психопатическое возбуждение.

Применимы все препараты с седативным действием. Хороший эффект достигается применением транквилизаторов, а также неулептила.

1. Нейролептические осложнения.

Назначение корректоров (циклодол и его аналоги), а также реланиума, витаминов группы В.

В связи с возможностью возникновения при ЧС большого числа пораженных психиатрического профиля была создана на базе больницы психотерапевтическая бригада специализированной медицинской помощи, которая оперативно подчиняется областному центру медицины катастроф.

Повседневными задачами бригады являются:

* постоянное совершенствование теоретических знаний и практических навыков по оказанию экстренной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях

* поддержание постоянной готовности к работе в чрезвычайных ситуациях путем проведения регулярных занятий по 35-часовой обязательной программе обучения врачей и средних медработников, учебно-тренировочных занятий и тактико-специальных учений (с бригадами постоянной и повышенной готовности - ежегодно, бригадами резерва один раз в три года).

В чрезвычайных ситуациях при возникновении массового числа пораженных психоневрологического профиля на бригаду возлагается:

* организации и проведение медицинской сортировки пораженным с психическими расстройствами

* организация и оказание неотложной и специализированной психотерапевтической помощи пораженным в ближайших к зоне чрезвычайной ситуации стационарах (ЦРБ)

* медицинское обеспечение эвакуации пораженных с психическими расстройствами в психиатрический стационар

Объем неотложной психотерапевтической помощи включает проведение следующих лечебно-профилактических мероприятий:

Далее:

 

Формулы аэробики.

Подготовка больного к специальным исследованиям и процедурам.

У вас может быть много источников дохода.

Спинномозговая пункция.

Перспективы лечения.

Война миров - 2.

Гогулан Майя. Как быть здоровым.

 

Главная >  Публикации 


0.0013