Главная >  Публикации 

 

Велосипед нуждается в защите



Точно так же надо применять различные по характеру движения и дома во время приготовления уроков. Перевозбудился ребенок — сделайте с ним вместе упражнения на расслабление и спокойное дыхание; устал, не понимает — пусть попрыгает, поскачет, задерет вверх ноги, покрутит ими, отожмется на руках от пола. Во всяком случае, не пытайтесь сразу у непоседливого первоклассника выработать взрослую, «железную» усидчивость: «Пока все не сделаешь, не встанешь!» Целесообразнее вначале через каждые 20, 30, 45 минут (в зависимости от характера ребенка) делать пяти-семиминутные паузы с активными движениями.

Первоклассникам после подвижного и беззаботного образа жизни в детском саду (или дома) вообще очень трудно приспособиться к школьному режиму, явно недостаточно подвижному. То дети бегали, резвились целый день, а теперь сидят четыре урока в школе, потом готовят уроки дома. Дополнительные физические упражнения вне школы (занятия в спортивных кружках и секциях), подвижные игры во время перемен, спорт в каникулы и по выходным для них становятся жизненно необходимыми. Именно поэтому несколько лет назад вышло и остается в силе специальное совместное постановление Спорткомитета СССР и Министерства просвещения СССР, в котором рекомендуется всем школам в хорошую погоду во время перемен выпускать школьников на улицу, где они могут активно двигаться.

А там, где эту рекомендацию забыли, где отмахнулись от нее, «несносные» подвижные мальчишки и девчонки действительно становятся несносными, неуправляемыми и пишут в редакции отчаянные письма: переведите нас отсюда в другую школу, в другой, хороший пионерский лагерь!

Велосипед нуждается в защите

Лет пять уже прошло, пожалуй, а все стоит у меня перед глазами школа на пригорке, вокруг нее забор, а за забором на траве велосипеды. Штук 150, не меньше! Погода ясная, сентябрь. Начало осени.

И вдруг звонок, конец уроков. Мальчишки и девчонки с сумками через плечо выбегают из распахнутых дверей школы, разбирают свои велосипеды и едут по тропинкам в деревни, веером, обгоняя один другого.

Где эта школа? В Кимрском районе Калининской области, у булыжного шоссе, которое ведет к Нехлюдову. Больше я пока о школе ничего не знаю: ехал в тесном рейсовом автобусе, школу увидел в окно, а выйти не смог: автобусы идут не часто, я спешил. А так хотелось разузнать подробнее — поговорить с учителем физкультуры, ребятами, директором! Ведь это замечательно, когда все дети из соседних деревень мчатся в школу и из школы на велосипедах. Вот где они на «ты» с нагрузками и тренировками. Вот где наверняка готовы к массовым соревнованиям по велокроссу и сдаче нормативов ГТО. Вот где искать таланты нашим тренерам по велосипеду, лыжам, биатлону, бегу — видам спорта, в которых решающую роль играет подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выносливость.

А вот какое письмо я получил от Наталии Георгиевны Д. из Ставропольского края: «Мои сын и дочь (они у меня близнецы) не слезают с велосипедов. Даже в школу ездят на велосипедах. Отец это поощряет, а я боюсь, что у детей искривятся позвоночники. Особенно боюсь за дочку. Соседи говорят, что девочке — будущей матери — вообще нельзя садиться на велосипед. Помогите разобраться, доктор ФиС!»

Как видим, отношение Наталии Георгиевны к велосипеду совсем другое. И основано оно на недоразумении.

Для девочек, как и для мальчиков, езда на велосипеде совершенно безопасна. Ни на физиологическом развитии девочек, ни на их материнстве и потомстве плохо поездки на велосипеде не отражаются.-Тысячи велосипедисток, среди которых были и чемпионки мира по велоспорту, становились матерями, счастливыми людьми. Вредное влияние велосипеда на женский организм — досужая выдумка скучающих кумушек.

Что же касается позвоночника, то и тут опасения напрасны. Позвоночник искривляется от малоподвижного образа жизни, от слабости мышц спины и поясницы. От того, что наши дети в школах очень много сидят за партой и недопустимо мало двигаются. Велосипед тут ни при чем. Напротив, как показывают многочисленные исследования, велосипед хорошо развивает длинные мышцы тела, то есть естественный мышечный корсет, который укрепляет позвоночник и не дает ему искривиться. Меняется и мышечный тонус: у тренированного — мышцы крепкие, послушные; у нетренированного — вялые, «кислые». Да и вдумайтесь-ка сами: когда ребенок со слабыми мышцами спины сидит неподвижно за партой много часов подряд, мышцы его плохо питаются, утомлены однообразием, расслаблены, и вес головы и тела падает на неокрепший позвоночник (кости, хрящи, связки). И позвоночник, как тонкий стебель, искривляется и деформируется. Когда же ребенок едет на велосипеде, опираясь на руль руками, часть веса тела и головы падает на руки. На позвоночник нагрузка меньше. Мышцы работают, напряжены. Где же тут перегрузка позвоночного столба? «А однообразная, статическая поза велосипедиста? Велосипедист все-таки сидит, а не бегает?»— иногда задают такой вопрос, ссылаясь на некоторые медицинские источники.

Жизнь опровергла это опасение. Ребенок то слезает, то садится на велосипед. Велосипедист, преодолевая горку, встает с седла, «танцует» на педалях; перепрыгивая канавку, рывком за руль подтягивает на себя велосипед; поворачивая резко, наклоняет его вправо или влево. Здесь все — динамика, попеременное напряжение мышц спины и поясницы, хорошее их кровоснабжение!

Другое дело, что только кататься на велосипеде ребенку (да и любому человеку) недостаточно. Надо делать гимнастику, и плавать, и ходить на лыжах, и бегать, и забрасывать мяч в корзину. Физическая подготовленность должна быть разносторонней, что и предусматривает комплекс ГТО.

Так что, взволнованные мамы, не отбирайте у своих детей велосипеды. Лучше подскажите, чем им еще заняться. Полюбив велосипед, ребята скорее полюбят и другие полезные упражнения. Станут физически разносторонне развитыми, сильными. Опасность заложена в другом. Опасно, когда ребенок теряет вкус к движениям и как бы превращается в маленького старичка, которому не хочется побегать.

Безудержные папы

«Мы всей семьей увлекаемся спортом и туризмом. С пяти лет берем с собой нашего Андрюшку. И он парнишка вроде смелый, ловкий, но в последнее время у них с отцом пошли какие-то разлады. Случилось это, как мне кажется, после одного падения на горке: Андрюша ехал за отцом, упал и кувыркнулся через голову. Теперь от катания на лыжах всячески увиливает. Отец на него за это злится и кричит: «Трусость надо сразу переламывать!» Сын плачет и не хочет ехать... Может быть, так все и надо делать. Я не знаю. Но, глядя на Андрюшку, у меня сердце разрывается и в глубине растет сомнение: не ошибается ли муж?» — такое письмо прислала мне Валерия Владимировна 3. из Ногинска.

На сей раз сердце матери подсказывает верно. Муж повторяет довольно распространенную ошибку особой категории мужчин — безудержных отцов (а иногда встречаются и безудержные мамы), которые, поставив цель, увлекшись ею, не замечают возрастных, реальных возможностей ребенка.

Я знаю одного такого папу, преуспевающего кандидата технических наук. Еще до рождения дочки он решил, что его ребенок станет олимпийским чемпионом. А девочка-то родилась робкой, застенчивой и вялой. Он стал ее «ломать» и заставлять — шел через плач, рыдания. И дело кончилось не закладкой крепкого фундамента и укрепления здоровья, а серьезным нервным истощением и срывом.

В "другой семье, известной среди наших горнолыжников, я наблюдал, как младшую девчушку почти что с года ставили на лыжи: с двух сторон держали за руки — слева мама, справа старшая сестра — и ехали с горы. А девочке спускаться не хотелось — она капризничала, обмякала и плюхалась в снег. Они ее снова поднимали, снова ставили на ноги: «Маша, надо! Еще раз!»

Вся передовая тренерская практика и педагогика говорят о том, что таким образом силу воли в ребенке не воспитывают.

Маленькие дети не могут подолгу повторять одни и те же упражнения. Стремление к разносторонним увлечениям, к смене игр для них закономерно и естественно. И если после катания на лыжах ребенок потянулся к санкам, не останавливайте его.

Дети, конечно, не могут идти к далекой цели: стать олимпийским чемпионом — и ради этого сейчас упорно упражняться. Им это осмыслить не под силу. А вот скатиться с горки, как только что скатились, допустим, Коля или Нина,— это они сделают с огромным удовольствием, азартно! И это, кстати, очень важно.

Стоит ли ребенок на макушке детской ледяной горки или подросток на вершине слаломной горы, на эстакаде лыжного трамплина, перед гимнастическим снарядом, он неизменно решает сложную задачу: могу я или не могу? И в его сознании в этот миг свершается чудодейственный процесс: ребенок учится оценивать свои возможности, ребенок мобилизует свои силы, тренирует и воспитывает волю, даже формирует личность.

Но это воспитание смелости и воли должно идти как бы по его собственной инициативе, по его желанию, лучше всего в группе сверстников (чтобы ребята учились глядя друг на друга), а не подневольно. Подневольно, сухо, по приказу, без игры ничего не выйдет. Педагогическое искусство взрослого в том и состоит, чтобы незаметно и умело подвести ребенка и подростка к самостоятельному, посильному и безопасному решению задачи. К самостоятельному преодолению страха, к мысленному перевоплощению в героя.

Вдвойне чутким, терпеливым и внимательным при воспитании смелости и силы воли нужно быть с детьми или подростками от природы робкими, застенчивыми, не очень сильными и ловкими.

Мы ведь с вами знаем, дети и подростки растут разными. Одному страх будто незнаком — он готов съехать с любой горки, прыгнуть с любой кочки. Его надо немножко сдерживать, раскрывать ему глаза на скрытые опасности, приучать к оценке ситуации и предвидению, что очень важно для избежания травматизма и несчастий. А другому, робкому и нерешительному, нужно внушать уверенность в себе: «Пошел! Смелее! Я в тебя верю! У тебя сейчас получится!»

И само собой разумеется, если подросток вдруг сорвался после неудачного падения, стал бояться ездить за отцом на лыжах или на велосипеде, к нему подход должен быть особый.

Даже взрослый, мужественный прыгун с трамплина, неудачно приземлившись, кувыркнувшись через голову, ударившись грудью и лицом о снег, как правило, на несколько дней, а иногда и больше теряет тонкие навыки полета. Координация движения нарушается. И чтобы прыгун снова полетел, нужны усилия и время, нужна удачная серия прыжков без падения и осечек — постоянное заглаживание и выветривание из памяти того неудачного падения.

Постоянное! Теория «вышибать клин клином», «переломить себя» не подходит. Она антипедагогична и опасна хотя бы потому, что после падения (от скрытого сотрясения мозга) у человека может наступить состояние эйфории, повышенной возбудимости, при которой самоконтроль снижается, а точность движений ухудшается, из-за чего он может снова совершить ошибку, травмироваться еще сильнее.

Если падение произошло во время занятий акробатикой, опытный тренер надевает на ученика пояс-лонжу (страховочный ремень с веревками) и этим надежно оберегает его от повторного падения — сглаживает психологическую травму.

Если подросток сильно упал во время прыжка с трамплина, дайте ему несколько дней отдохнуть, не фиксируйте на падении его внимание, отвлеките,

Программа действий

успокойте, а потом возобновите тренировки на трамплине меньшего размера. Позже перейдите снова на большой.

Если ребенок упал при спуске на лыжах с горки, не посылайте его снова на вершину, а спуститесь с ним к подножию и начинайте с одной пятой горки, откуда ему съехать совершенно не опасно и не страшно. Потом — с одной четвертой горки, с одной третьей, с половины... Так, забираясь с каждым разом чуть повыше (на метр, на два), вы с ребенком в конце концов доберетесь до вершины.

Эта глава адресована и родителям, и детям. Воспитание здорового ребенка начинается... еще задолго до его рождения. Благоприятный психологический климат в семье, готовящейся к появлению ребенка, разумный режим двигательной активности, который рекомендует будущим мамам профессор И. А. Аршавский,— все это, несомненно, поможет рождению здорового, физиологически зрелого ребенка. Мы специально подчеркиваем некоторые положения первой главы, чтобы напомнить: только последовательность, настойчивость, скрупулезность в выполнении обширной программы воспитания физически закаленного ребенка могут — и должны!— принести успех.

С этой точки зрения чрезвычайно важно создать условия для полноценного развития ребенка в первые дни, недели и месяцы его жизни. Здесь первостепенную роль играют купания, раннее обучение плаванию.

Даже в младенческом возрасте дети очень различны. Именно поэтому мы решили предоставить слово нескольким родителям — у читателей будет возможность выбрать наиболее подходящее для своего ребенка.

Мы надеемся, что читатели воспримут историю воспитания Веты Марковской не как призыв к прямому подражанию, а в качестве повода для размышления об огромных приспособительных возможностях детского организма и способах воздействия на него. Обратите особое внимание на комплексные программы развития своих малышей, которыми делятся Л. и Б. Никитины, В. Скрипалев и их единомышленники. Их дети получили от родителей возможность великолепно развиваться с помощью «стадиона в квартире» и многих других эффективных средств.

Физическое развитие ребенка, подростка, юноши неразрывно связано с развитием морально-волевых качеств. Об этом — история Рустама Ахматова, который с помощью своего тренера вырос и в прямом смысле, и как личность.

Тема воспитания, в том числе и физического, необъятна, дать рецепты на все случаи жизни невозможно. Но мы надеемся, что три небольшие истории, рассказанные В. Преображенским, многим помогут решить конкретные проблемы.

Словом, программа действий — перед вами. Смело беритесь за ее осуществление!

II Глава. Наш друг бег

Мудрая природа в ходе эволюции запрограммировала для организма человека высокую надежность и прочность, рассчитанную, по оценкам специалистов, не менее чем на 120—150 лет здоровой жизни. Однако реализовать эту заманчивую программу не так-то просто. Этому мешают чаще всего сбои, происходящие в сердечно-сосудистой системе. В современных условиях именно она оказывается самым слабым звеном в нашем организме. К счастью, существует немало средств укрепления сердечно-сосудистой системы. И на ведущее место среди них все увереннее выдвигается оздоровительный бег, завоевавший огромную популярность благодаря своей эффективности, общедоступности, естественности.

Не случайно оздоровительным бегом занимаются сегодня в мире миллионы людей. Всерьез начала изучать проблемы оздоровительного бега наука. Вопреки мнению скептиков, мы считаем, что оздоровительный бег по-прежнему переживает настоящий бум, со всеми следующими из этого явления положительными и порой отрицательными факторами. Это обстоятельство надо подчеркнуть особо. Дело в том, что оздоровительный бег дает организму довольно высокие нагрузки. И если относиться к ним легкомысленно, можно в результате занятий получить отрицательный эффект. Серьезные консультации с врачами, тщательный самоконтроль — обязательные условия, при которых можно тренироваться безбоязненно.

Обо всем этом и идет речь в статьях, которые ожидают вас в новой главе. И надеемся, если вы и не занимались до сих пор бегом, то теперь подружитесь с ним на всю жизнь!

Азбука оздоровительного бега (Е. Мильнер)

Оздоровительный бег — явление относительно новое. Специалисты этой области в основном тренеры, работающие или работавшие с легкоатлетами и впоследствии сменившие профиль своей деятельности. А вот медиков, специализирующихся в сфере оздоровительного бега, совсем немного. Один из них — Евгений Мильнер, кандидат медицинских наук. Тема научной работы, которую он ведет в Смоленском институте физкультуры, имеет самое непосредственное отношение к оздоровительной направленности беговых тренировок. Разработки Е. Мильнера, врача и бегуна, полезны и новичкам, и опытным физкультурникам.

С первого дня своих занятий бегом я вел дневник. За 12 лет — шесть толстых тетрадей. Есть что вспомнить... Кроме того, я внимательно изучал систему тренировок советских и зарубежных стайеров и попытался преломить ее для физкультурников с учетом их функциональных и возрастных особенностей. Плюс немного физиологии, которой я занимался по долгу службы. Все это и легло в основу данной работы.

То, с чего начинается бег

«Разминка нужна для того, чтобы «разогреть» мышцы и подготовить организм к предстоящей мышечной деятельности,— учат студентов в институтах физкультуры.— Чтобы повысить тонус нервных центров и наладить специальные условнорефлектор-ные связи в коре больших полушарий. Чтобы предотвратить травмы. Чтобы ускорить врабатывание и уменьшить долю анаэробных процессов за счет аэробных».

Длительность разминки — от 1 5 до 30 минут, в зависимости от характера предстоящей работы. Чем длиннее беговая дистанция, тем короче разминка. У бегунов между окончанием разминки и стартом должен быть интервал не более 5—10 минут, иначе пульс успеет вернуться к дорабочему уровню и все придется начинать сначала. А. Лидьярд советует бегать трусцой вдоль линии старта, чтобы частота сердечных сокращений (ЧСС) была не менее 120 ударов в минуту. Существует еще и специальная предсорев-новательная разминка, которая проводится за несколько часов до старта.

Но все это для спортсменов. У физкультурников разминка не должна превышать 5—10 минут: мышечные напряжения у нас небольшие, травмы относительно редки, рекордов нам не ставить. Этого времени вполне достаточно, чтобы разогреть мышцы и оптимально стимулировать дыхание и кровообращение. Кроме того, так как в процессе оздоровительного бега скорость увеличивается очень медленно, то фактически разминка продолжается еще и длительное время после старта. Поэтому многие любители оздоровительного бега вообще никакой разминки не проводят. Лично я этого не одобряю, но в общем-то ущерб здесь небольшой, так как разминка происходит в процессе бега. А несколько общераз-вивающих упражнений (для мышц брюшного пресса и т. д.) можно сделать и после бега, если он не был слишком длительным.

Мужчины нашего смоленского Клуба любителей бега никакой разминки не признают и смотрят на это, как на «ученую блажь». Поэтому когда мы собираемся в Красном бору на воскресную пробежку, я стараюсь переодеться побыстрее и минут пять «помахать руками»—для меня этого вполне достаточно, чтобы прогнать остатки сна (бегаем мы очень рано).

С первых дней занятий «Надежды», женского бегового клуба, у нас с тренером Сашей Кононенко идет тихая война. Саша искренне считает, что чем больше он дает упражнений, тем лучше делает свое дело.

— Саня, сегодня опять разминка продолжалась 30 минут!

— Ну и что? Пульс был не больше 120.

— Не в этом дело, Саня. После твоей разминки наши женщины так устают, что не в состоянии бегать! Разминка не должна вызывать утомления.

В конце концов Саша сдается, и мы заключаем мир: разминка 15 минут, ни больше ни меньше!

Ну вот, теперь все в порядке. Разминка закончена, и пора браться за настоящее дело — выходить на беговую тропу.

Нет, еще одна маленькая, но важная деталь, завершающая разминку,— психологический настрой перед бегом. У нас он осуществляется следующим образом — мы хором читаем «молитву джоггера»: «Раз — посмотри, хорошая погода — дождинок миллион! Два — бегать одному приятно и легко — сам себе ты чемпион! Три — побежали!»

Принципы тренировки, или заповеди бегуна

На обложках моих дневников крупными буквами написаны лозунги, которыми я руководствовался в тренировке. В них кратко, сжато и точно аккумулированы основные принципы, которые должны соблюдать бегуны трусцой. Это очень важно — всегда иметь перед глазами, ясно видеть и представлять свои цели и задачи.

Далее:

 

Прямо к сердцу.

Глава девятая психологическое дзю-до.

Глава V Деятельность и личность.

Очищение с помощью коло-вада плюс.

Слух тоже меняется.

Причины и механизмы смерти..

Африканские фанги.

 

Главная >  Публикации 


0.0009