Главная >  Публикации 

 

И. И. Соколов, В. В. Степанов народная медицина - наука и традиционное знание



Санкт-Петербург Гидрометеоиздат 2001

Рецензенты:

А. Я. Винников, кандидат физико-математических наук, директор Центра научных и образовательных программ Санкт-Петербургского Союза ученых.

Отец Сергий Филимонов, кандидат медицинских наук, председатель Санкт-Петербургского общества Православных врачей имени Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Соколов И. И., Степанов В. В. Народная медицина - наука и традиционное знание. СПб, Гидрометеоиздат, 2001. 63 с.

Рассмотрены актуальные вопросы народной медицины, как части традиционных знаний, входящих составной частью в культурное наследие человечества.

На примере анализа исторического развития этапов становления современной народной медицины показана ее роль в обеспечении сохранения жизнедеятельности человека в окружающей среде.

Приведен анализ направлений правовой охраны народной медицины и традиционных знаний, как элементов биологического разнообразия.

Брошюра предназначена для широкого круга читателей и может представлять интерес для специалистов по вопросам медицины, культуры, интеллектуальной собственности и информатики.

ISBN 5-286-01428-3 © Соколов И. И., Степанов В. В., 2001 г.

Предисловия рецензентов

В предисловии к книге мне, как православному священнику и врачу хотелось бы остановиться на двух очень важных моментах:

- во-первых, между традиционной народной медициной и целительством нет ничего общего. Традиционная народная медицина предлагает лечение телесного состава человека, целительство предлагает вторжение в духовный мир человека. Кроме того, к понятию „целительство" в настоящее время относятся экстрасенсорика, биоэнергетика, колдовство, магия и прочие оккультные методы воздействия. Такое отождествление народной медицины и целительства глубоко ошибочно и неправомочно. Поэтому, если традиционная медицина признается Православной Церковью, то целительство во всех вышеперечисленных формах является объектом борьбы Церкви, как одно из проявлений демонизма, калечащего в начале XXI века тысячи и миллионы человеческих душ;

- во-вторых, народная медицина в России никогда не вторгалась в духовную область, имела отношение к оздоровлению, восстановлению телесного состава человека в отличие от традиционных медицинских систем других народов, хотя последнюю тысячу лет была неразрывно связана с православием.

Очень интересным представляется попытка авторов интегрировать имеющиеся знания по традиционной медицине с новейшими достижениями в области физиологии человека.

Подход к традиционным понятиям с точки зрения функциональных систем П. К. Анохина - новая ступень в развитии теоретического базиса народной медицины, как системы определенных знаний, понятий, взглядов; прецедент создания определенной концепции на основе большого, но разрозненного и беспорядочного материала.

Книга „Народная медицина - наука и традиционное знание" своевременна и важна, так как к глубочайшему сожалению невежество и легкомыслие во взгляде на народную медицину со стороны исполнительных лиц официального здравоохранения стало залогом проникновения и законодательной поддержки оккультизма и магии под одеждой „народной медицины" и угрозы дискредитации последней.

Председатель общества

Православных врачей Санкт-Петербурга им. Святителя Луки (Войно- Ясенецкого) кандидат медицинских наук, священник Сергий Филимонов

Брошюра, подготовленная членом Санкт-Петербургского Общества Православных врачей Соколовым И. И. и членом Санкт-Петербургского Союза Ученых Степановым В. В., посвящена проблеме защиты народной медицины от искажений и не правового использования с целью извлечения прибыли.

Методологически народная медицина рассматривается как традиционные знания - часть национальных культур, сохраняющихся в форме устной и религиозной традиции. Народная медицина рассматривается авторами как живая часть человеческой культуры, изучаемая в последние 10 лет в рамках соответствующих программ Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. Изложение ведется применительно к российскому законодательству, с привлечением примеров из международной юридической практики. Рассмотрены различные правовые режимы, возникающие в ситуациях, когда традиционные знания рассматриваются как интеллектуальная собственность, а также возможностей, предоставляющих для охраны традиционных знаний информационным законодательством. Особую актуальность брошюре придает анализ конкретной ситуации, сложившейся в России в связи с формулировкой ст. 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, практически открывшей дорогу бесконтрольной деятельности самозванных „Целителей", не имеющих медицинского образования.

Несмотря на популярный характер, брошюра ориентирована на массового читателя, содержит библиографию, позволяющую более глубоко ознакомится с затронутыми в ней вопросами. Пафос брошюры, направленный против лженауки и общее ее нацеленность на пропаганду современного либерального законодательства, развивающегося в такой важной области, как правовая защита традиционных знаний, полностью соответствует программным принципам Санкт-Петербургского Союза Ученых.

Директор Центра исследовательских и образовательных программ Санкт-Петербургского Союза Ученых, кандидат физико-математических наук А. Я. Винников

Предисловие авторов

Предлагаемые Вашему вниманию результаты исследований, являются одной из немногих работ, в которой народная медицина рассматривается не только как часть традиционных знаний человечества и элемент национальной культуры народов, но и как глобальный феномен.

Рассмотрение всего комплекса проблем - исторического, научного и правового характера проводилось авторами в контексте раскрытия понятия национальной культуры, формировавшейся на протяжении всей истории человечества с целью сохранения „человека - разумного" как вида в Природе.

Такой подход позволил исследовать спектр проблем, связанных с определением роли и места культуры в развитии и существовании человека, с решения проблем сохранения биологического разнообразия, правовыми вопросами регулирования деятельности в области народной медицины и использования традиционных знаний.

Работа подготовлена Соколовым Иваном Ивановичем - специалистом в области народной медицины, членом Санкт-Петербургского общества Православных врачей и Степановым Валерием Викторовичем - экспертом РИНКЦЭ, членом Санкт-Петербургского Союза Ученых.

Авторы выражают искреннюю благодарность Тхоржевской Наталье Олеговне, Осюхину Борису Александровичу и Хвостовскому Анатолию Алексеевичу за помощь в издании настоящей брошюры.

Авторы надеются, что написанием настоящей работы они внесут свой посильный вклад в защиту народной медицины от искажения, которым она подвергается в последнее время. Другой целью являлось предоставление специалистам в области права систематизированного обзора всего круга вопросов, сопутствующих народной медицине как науки и как объекта правового регулирования.

О чем спорят ученые (вместо введения)

В последние годы мы стали свидетелями нашествия огромной армии „целителей", колдунов, магов, шаманов, экстрасенсов. Не утруждая себя получением медицинского образования, они, тем не менее, имеют вполне конкретные мотивы для занятия такой деятельностью. Время от времени на нас также обрушивается шквал „новых наук". То нас пытаются убедить, что „... парапсихология - эта наука, изучающая энергетические трубки в организме...", то вкрадчиво объясняют, что народная медицина и экстрасенсорика - это одно и тоже. Или извещают об изобретении очередного нового прибора - панацеи от всех бед.

Безудержному наступлению „целителей" во многом способствовали три фактора: неосведомленность, граничащая с безграмотностью части нашего населения, пассивное поведение официальной медицины, и откровенное лоббирование принятия законодательных актов в области использования народной медицины.

Медицина еще не вошла в число точных наук, таких как физика или математика, что в значительной степени определило „сдачу" ею своих позиций перед натиском колдунов, магов, экстрасенсов и иных „специалистов".

Как известно, законодательные и нормативные акты выражают в виде правовых норм только уже сложившиеся в обществе отношения. До последнего времени отечественная практика не знала случаев, когда правовая норма была способна вызвать к жизни еще не существующий вид деятельности.

Но прошедшее десятилетие подарило нам два закона, которые потребовали организации новых видов деятельности (естественно в предпринимательской сфере). Один из них регулирует деятельность в области народной медицины. В „Основах законодательства Российской Федерации об охране здравья граждан", в статье 57 „Право на занятие народной медициной (целительством)" определено, что:

„Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей. утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автоломных округов, краев, областей, городов Москвы, и Санкт Петербурга.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании за явления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомствен ной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 настоящих Основ.

Допускается использование методов народной медицины в лечебно- профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 настоящих Основ.

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность".

Не надо многолетней учебы, практики, навыков техники применения медицинского оборудования - достаточно назвать себя целителем, и можно заниматься медицинской деятельностью, прав да, когда получишь диплом и лицензию. Именно медицинской, что и удостоверил Верховный суд Российской Федерации своим решением еще в 1998 году. Но диплом по специальности, которой нигде не обучают. Лицензию - по правилам, которые „целители" с по мощью местных властей сами устанавливают по своему усмотрению. А последствия деятельности таких „врачей" несут пациенты, без возможности медицинского страхования или уголовного пре следования за безвозвратно загубленное здоровье. Удобная позиция для определенной группы лиц.

Правды ради надо отметить, что практическая реализация укаанной статьи встретила непреодолимые трудности, поскольку предложенные схемы реализации закона в этой части показали всю их несуразность - целители аттестуют сами себя по неведомым критериям, выдают друг другу дипломы о неведомом образовании, лицензии выдаются физическим лицам, не являющимися предпри нимателями и т.п. И для того, чтобы исправить положение, в про ект новой редакции закона „О здравоохранении в Российской Федерации" в 1999 году была включена беспрецедентная по своей нелепости статья:

Статья 56. Народная медицина (целительство)

1. Народной медициной (целительством) - является деятельность в области здравоохранения, осуществляемая гражданами, обладающими специфическими индивидуальными способностями диагностики заболеваний человека или способностями позитивного воздействия на организм человека в целях коррекции здоровья.

2. Граждане, имеющие желание заниматься народной медициной (целительством), обязаны пройти проверочные испытания в порядке, становлением федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Условия, порядок выдачи и аннулирования разрешений на занятие народной медициной (целительством) и порядок осуществления указанной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения

4. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Вот теперь все стало на свое место. Есть у тебя „специфические" возможности - ты целитель. Нет - извини. А народная медицина, оказывается, это просто вид деятельности таких „специфицированных" субъектов.

Произошло введение правовой нормы, не соответствующей сути объекта регулирования. Только законодательство, организованное в систему, позволит исключить подобное манипулирование, сила логики должна превзойти интересы определенных лоббирующих групп.

Что же может противопоставить этому четко выраженному движению современная наука?

Прежде всего, следует отметить отсутствие единого взгляда на народную медицину среди самих врачей. Оппоненты народной медицины утверждают, что нет, и не может быть такой медицины, как нет народной физики, народной химии. Далее, специалисты никак не могут решить другой вопрос - терминологический - что считать народной, а что традиционной медициной. Часть специалистов европейской медицинской школы (аллопаты) традиционной (т.е. обычной) считают медицину, которую они изучали в медицинских вузах. Другая их часть считает традицией медицинские знания и приемы врачевания, родившиеся в глубине веков. С этой позиции народная медицина тоже является традиционной, т.е. традиционная медицина - это народная медицина, которая родилась в недрах народных масс. И, наконец, ряд специалистов в настоящее время относят к традиционной медицине фитотерапию (или более правильно лекарственную терапию препаратами растительного, животного и минерального происхождения), акупунктуру (рефлексотерапию), мануальную терапию.

Основание для этого они видят в том, что указанные направления уже утвердились в медицинской практике большинства стран, методы их применения апробированы, имеют определенное теоретическое обоснование и, что самое важное - организована подготовка специалистов по утвержденным программам. Последнее означает, что создана унифицированная система программам обучения и подготовки специалистов.

Существует еще одно мнение о разнице между народной и традиционной медициной. Народная медицина не имеет письменных источников, ее секреты перелаются устно. Вся совокупность сведений не носит характера более или менее законченной и изложенной системы. По видимому, здесь идет речь о народной медицине, применяемой в быту. Элементы народных медицинских знаний использовались при формировании традиционной медицины, но, как правило, параллельно с философскими взглядами на природу человека и окружающего мира. Положения же традиционной медицины всегда оформлены в виде письменных руководств. В некоторых странах эти медицинские системы находятся в сфере влияния государственной религии. Лечение осуществляется специально подготовленными в особых школах лицами, для которых подобного рода практика является профессией.

Существует мнение, что между традиционной и бытовой народной медициной можно поставить знак равенства и это не что иное, как соединение личного опыта целителей разной специализации, передающегося из поколения в поколение (по традиции) и зафиксированного в обработанном виде в текстах.

Если считать официальным определение, данное Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), то традиционной (народной) медициной является совокупность знаний и навыков (независимо от того получили ли они логическое объяснение), применяемых в процессах профилактики, диагностики и устранения физических, психических и социальных нарушений здоровья и опирающихся исключительно на практику и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение в устной и письменной форме. Согласно названию страны, традиционная медицина подразделяется на китайскую, тибетскую, индийскую, русскую и т.п. Как следует из этого определения, ВОЗ также придерживается идентичности определение народной и традиционной медицины.

ВОЗ выделяет также основные составляющие традиционной медицины:

- фитотерапию и лечение другими средствами природного происхождения; акупунктуру и мануальную терапию, не ограничивая при этом применение других средств и методов, характерных для иных национальных систем.

Традиционная народная медицина в системе здравоохранения уже сегодня играет значительную роль в ряде стран мира. Так, в Юго Восточной Азии традиционная народная медицина органично включена в состав современной. Но в западных странах она не может конкурировать с развитой современной медициной, основанной на мощной индустрии производства лекарств. Существует также мнение, что народная медицина должна быть особой системой оказания медицинской помощи со своими законами и принципами. На примере Китая видно, как плодотворно сосуществуют национальная традиционная и европейская медицина, взаимно дополняя и обогащая друг друга. В рамках традиционной медицины проводится обучение в вузах (институты традиционной медицины с 5 летним обучением), выполняются фундаментальные физиологические и клинико-физиологические исследования.

В настоящее время в нашей стране отсутствует единый, методический подход к диагностике и лечению всем арсеналом средств и методов народной медицины. Чаще всего из системы традиционной медицинской помощи „вырывается" одна составляющая, например рефлексотерапия (акупунктура) или фитотерапия, и искусственно „привязывается" к средствам и методам официальной медицины.

Одной из особенностей современной российской традиционной медицины является ее многонациональность, что делает восприимчивой к различным зарубежным национальным традиционным системам, которые правильнее было бы отнести к национальным оздоровительным системам.

В процессе исторического развития для каждого этноса выработались свои подходы к сохранению национальных групп, в том числе и оздоровительные мероприятия, базирующиеся на своих особенностях условий природы, питания и быта. К традиционной медицине многие отечественные специалисты относят отдельные методы или способы оздоровления. Но такие оздоровительные мероприятия в России были исторически разрозненными и не сложили единого самостоятельного направления.

Оздоровительные системы, отсутствующие в официальной медицине (китайские, тибетские, ведические, вьетнамские и др.), имеют свои особенности развития, каждая из них впитала в себя философию, мировоззрение, дух народа, который ее создал. Для русской (и европейской) национальной культуры эти оздоровительные системы являются несвойственными и, в известной мере, чужеродными. Можно считать, что в России в чистом виде существует только одна традиционная национальная система - тибетская, методы которой используются в Бурятии и Калмыкии, где есть профессиональные эмчи ламы, получившие специальное образование. Но надо учесть и соответствующую систему подготовки специалиста, на которую уходит, как правило, до 20 лет и более.

Ни в коем случае не игнорируя национальные оздоровительные системы, их многовековой опыт и тягу населения к ним, необходимо разъяснять их основы, реальные возможности и вред, который они смогут нанести. Так, в Индии, на родине столь популярной сегодня Аюрведы, распространение других национальных традиционных систем запрещено законодательно.

Далее:

 

Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов, В. Г. Черкасов - "Голодание ради здоровья".

Внутримышечные введения лекарственных веществ.

Завершение второго периода родов.

Глава седьмая ортопедические изделия, фиксирующие позвоночник.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология.

128. Иссоп лекарственный.

Б. Д. Петров С. П. Боткин - жизнь и деятельность.

 

Главная >  Публикации 


0.0015