Главная >  Публикации 

 

Строение человеческого тела



Верховного целителя окружает свита, состоящая из божеств, практиковавших медицину, великих земных риши, божеств индуистского пантеона и прославленных учеников и последователей Будды Шакьямуни. Все они, стремясь постичь науку о лечении, помышляют выслушать ее от Будды. В левом нижнем углу чертога располагаются божества, практиковавшие медицину. Их ряд открывает Владыка живущих, божественный лекарь Ньюр-ва, первый овладевший искусством врачевания. Затем идут Ашвин, воспринявший науку о лечении от Ньюрвы, Инд-ра, усвоивший врачевание от Ашвина, богиня "Нектар-ная", получившая это прозвище после того, как, изготовив нектар - напиток бессмертия, поднесла его Будде, великие риши-мудрецы, которые восприняли науку о лечении от учеников Индры - небесных риши, и прославленные своими аскетическими подвигами земные риши. Слева сверху от Верховного целителя в верхнем правом углу - прославленные бодхисаттвы (те, кто достиг просветления, но добровольно не покинул круговорот рождения-смерти, чтобы наставлять на путь просветления все живые существа), а также ученики и последователи Будды. Среди них бодхисаттва Маньч-жушри - воплощение мудрости всех будд, бодхисаттва Авалокитешвара - воплощение любви и сострадания будд, бодхисаттва Ваджрапани - воплощение их силы, преславный ученик и секретарь Будды Шакьямуни Ананда, знаменитый врач, лечивший Будду Шакьямуни, Кума-радживака и другие.

К югу от града "Прекрасного" высится гора "Проникающая", которая также называется "Гора, исполненная сил солнца". В лекарственной роще, раскинувшейся на склонах этой горы, вызревают растения, имеющие острый, кислый и соленый вкус и обладающие горячительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни холода.

К северу от града "Прекрасного" высится гора "Снежная", которая называется также "Гора, исполненная сил луны". В лекарственной роще этой горы вызревают растения, имеющие горький, сладкий и вяжущий вкус и обладающие прохладительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни жара.

На востоке расположена гора "Благовонная", где равно влияние сил солнца и луны. В лекарственной роще этой горы вызревают различные виды растения "арура" (миробалан), обладающего универсальными лечебными свойствами. Корнями этих растений лечат болезни костей, стволами - болезни мышц, ветвями - болезни сосудов, корою - болезни кожи, листьями -болезни шести полых органов, цветками - болезни пяти органов чувств, а плодами - болезни пяти плотных органов. Плоды некоторых видов "аруры" (миробалан) обладают всеми шестью вкусами: сладким, горьким, кислым, соленым, вяжущим, острым.

К западу находится гора Малайя, где силы солнца и луны также равны. На этой горе растут шесть прекрасных лекарственных растений. Там, в расщелинах скал находят пять следующих видов мумиё, или минеральных смол: "золотое" мумиё, цвета красно-желтого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и маслянистой, лечит болезни "пневмы-желчи"; "серебряное" мумиё, цвета белого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и сухой, лечит болезни "желтой воды"; "медное" мумиё, цвета шеи павлина, вкуса горького, силы горячей и острой, лечит болезни "флегмы-желчи"; "железное" мумиё, цвета черного, вкуса горько-соленого, силы горячей и острой, лечит болезни "флегмы"; "оловянное" мумиё, цвета белого и черного, его вкус и сила подобны "железному" мумиё, но менее эффективны. На горе Малайя собирают и пять видов минерала "цзёнши", что означает "врачующий тяжелые заболевания". Это пять видов суть: "цзёнши" мужской -твердый и тяжелый минерал, похожий на обломки лошадиных зубов, подавляет болезни крови и "желчи", излечивает болезни, вызванные смятением всех трех физиологических энергий; "цзёнши-мальчик" - - продолговатые куски белого, упругого, пластичного минерала, который образуется около горячих источников, врачует болезни "флегмы" и травмы черепа; "цзёнши", женский - находимые в расщелинах скал куски коричневого минерала, похожие на соски коровьего вымени, полезны при всех болезнях; "цзёнши-девочка" -желтый минерал с черным налетом, находимый в расщелинах скал, хорошо помогает при болезнях почек; "цзёнши" среднего рода - продолговатые куски пластичного минерала желтого, красного и белого цвета -лучшее сырье для приготовления эликсиров. Считается, что "цзёнши" мужской дает хороший эффект при лечении женских болезней, а "цзёнши" женский -при лечении мужских болезней. На этой же горе бьют пять видов горячих источников, теплота которых проистекает от горящего угля. Источники, где уголь смешан с "цзёнши", врачуют болезни жара; с серой -врачуют болезни холода и "желтой воды"; с мумиё -врачуют болезни, проистекающие от смятения двух или трех физиологических энергий; с "цзёнши" и серой врачуют все болезни и особенно болезни холода; с серой, мумиё и "цзёнши" врачуют все болезни жара и "желтой воды".

В ветвях деревьев лекарственных рощ, произрас- тающих на этих горах, обитают красивые птицы, распевающие приятными голосами, а в самих рощах во- дятся различные звери, дающие ценное лекарственное сырье.

Это была легенда о первых лекарях и лекарствах рассказанная в "Берилловом трактате", а вот легенда о происхождении ядов -- веществ вредных для здоровья и опасных для жизни (присущие*, образовавшиеся и природные яды).

Ядом называется все то, что вредит живому существу. И наоборот, все то, что полезно живому существу, называется лекарством. Следует хорошо разбираться в природе вещей окружающего нас органического и неорганического мира. Так, сильный яд аконит, если досконально знать его свойства, может быть использован как лекарство для лечения многих болезней. В то же время такой целебный продукт, как молоко, является природным ядом для змей**. Оно также может послужить причиной отравления и людей при употреблении его в пищу одновременно с продуктами, несовместимыми с молоком, как, например, с редькой.

Какова же причина появления ядов? Еще в незапамятные времена боги и асуры*** узнали, что в глубинах мирового океана находится ваза с напитком бессмертия - нектаром. Они решили заполучить эту вазу.

Тогда Вишну взял в качестве мутовки гору Меру**** или Мандару.

Веревкой для вращения такой мутовки послужила огромная змея, в которую обернулся святой отшельник из свиты владыки нагов. Опираясь на черепаху - аватару***** Вишну, боги и асуры начали пахтанье океана.

* Присущие яды - ядовитые компоненты, содержащиеся, по представлениям тибетцев, во многих органических и неорганических веществах.

** В Тибете существует поверье, что молоко ядовито для змей.

* Название класса существ, извечно враждующих с богами-небожителями.

*** В древнеиндийском сказании, которое легло в основу данного рассказа о пахтанье океана, говорится, что мутовкой была избрана гора Мандара, гора же Меру является центром мироздания и обителью богов.

'*** Аватара -будд, воплощение.

В результате из океана появилась луна, которую Махешвара (Шива) прикрепил на свою диадему, затем длинношеий конь по имени Учайхшаравас и слон Ай-равати -- охранитель земли, которых Вишну опреде- лил своими ездовыми животными, а также волшебное древо исполнения желаний. Это древо боги унесли в свою обитель.

Далее из океана возникли богиня Лакшми и волшебная драгоценность Каустубху. Очаровательная Лакшми стала супругой Махешвары, а драгоценность Каустубху боги сделали своим общим достоянием. Некоторые, добавляет автор трактата, утверждают, однако, что еще до появления из океана луны владыка богов Брахма с силой надавил на вершину горы-мутовки и первым из океана появилось солнце.

Вслед за богиней Лакшми и волшебной драгоценно- стью из океана возникла обворожительная красавица. "Меня зовут Сура,- промолвила она,- что значит хмелящий напиток. Кто выпьет, тот опьянеет, безумным станет или на землю без памяти падет". Боги выпили, но асуры выпить не смогли, отчего и стали прозываться асуры*(Что значит "не-суры", поскольку слог "а" в санскрите является частицей отрицания. Автор трактата приводит здесь неправильную' этимологию слова "асура", имевшую хождение в его время.).

Пахтанье океана продолжалось, как вдруг из его глубин всплыло ужасающее рыжеволосое существо, глаза которого извергали огонь. От одного вида этого чудища одни обезумели, другие впали в беспамятство, третьи испытали муки отравления. Сам Брахма потерял сознание. Придя в себя, он вспомнил предсказание, гласящее, 4f о перед появлением вазы с нектаром из недр океана должен появиться страшный яд хала-хала, против которого может помочь только магический слог "хум". И когда Брахма произнес этот слог, тело чудовища разлетелось на мельчайшие частицы, привнеся яд во все то, на что эти частицы попали. В брахманских же ведах, добавляет автор трактата, утверждается, что Виш-ду, желая спасти богов, проглотил это страшное существо и упал без памяти. Махешвара стал вытаскивать это существо из тела Вишну, но оно застряло в горле Вишну, отчего горло посинело. Наконец, появилась ваза с напитком бессмертия. Боги и асуры собрались вместе, чтобы насладиться этим напитком. Далее в трактате "Голубой берилл" говорится буквально следующее: "Вишну, желая выпить нектар один, чтобы стать еще сильнее, пытался скрыться с нектаром в небесах". И тут же вне всякой связи с предыдущим: "Тогда Вишну швырнул свое оружие - метательный диск и отсек им голову асура по имени Раху". Капли нектара из глотки Раху упали на землю, и из них вырос миробалан, плоды которого являются универсальным средством от всех болезней. На землю упали и капли нектара, смешанные с кровью Раху. Из таких капель вырос чеснок.

Яд хала-хала положил начало множеству ядов органического мира. Все яды делятся на три большие группы: "присущие" яды, "образовавшиеся" яды и природные яды.

"Присущие" яды содержатся повсеместно во многих предметах окружающего нас органического и неорганического мира. Так, "присущий" яд свойствен многим драгоценностям, таким как золото, медь, бронза, железо, ртуть и свинец*(К драгоценностям причисляются здесь недрагоценные, на наш взгляд, металлы. Интересно, что в этом перечне отсутствует серебро).

Особенно много его в ртути и свинце. "Присущий" яд свойствен и минералам - камню "спинка лягушки", Цинковой руде, киновари, сере и т. д. "Присущий" яд содержится во многих органических веществах, животных и растительных. Так, подобный яд содержится в мясе, где его особенно много, крови, желчи, волосках и костях животных, а также присущ многим пернатым, четвероногим и насекомым. "Присущие" яды делятся также на яды подвижные и неподвижные. К первым относятся яды, присущие представителям мира животных. Ко вторым - яды, присущие представителям неорганического и растительного мира. Яды могут передаваться лучами солнца, разноситься ветром и дымом, испарениями земли, а также через касание и пищу.

Строение человеческого тела

Уподобления

Бедренные кости подобны фундаменту, на котором сложены четыре стены. "Черный сосуд жизни" можно сопоставить с жертвенной колонной, а прямоугольную пластину грудины - с потолочной балкой. Ребра напоминают хорошо уложенные стропила, а реберные хрящи - крепления этих стропил. Сосуды, связки и" сухожилия подобны доскам потолочного перекрытия, а плоть и кожа - штукатурка здания. Ключицы схожи с карнизами дворца, а лопатки - покрытия его углов. Голова подобна башенке на крыше дворца, а отверстия пяти органов чувств напоминают собой окна и проемы для света. Кости черепа сравнимы с черепичной крышей, а "отверстие Брахмы" - с открытым дымоходом. Ушные раковины - две головы Гаруды, украшающие углы кровли, а нос с ноздрями - это шпиль, венчающий кровлю. Руки напоминают шелковые полотнища -свисающие наружные украшения дворца. Верхняя и нижняя части туловища - верхняя и нижняя террасы -галереи дворца, а диафрагма, разделяющая части тела, сравнима с шелковым занавесом. Сердце подобно царю, восседающему на престоле, а пять "материнских" долей легкого можно уподобить царским сыновьям, а печень и селезенку, два чрезвычайно важных органа - старшей и младшей женам царя. Две почки подобны двум царским советникам по внешним делам или же двум богатырям, поддерживающим потолочную балку. Самсеу - это сокровищница, полная наилучших драгоценностей, а желудок - горшок для приготовления пищи. Тонкие кишки и толстая кишка - прислужницы цариц, а желчный пузырь - мешок с различными пряностями. Мочевой пузырь подобен горшку с водой, а два нижних прохода (анус и мочевой канал) - два водостока. Две ноги - две коновязи у ворот дворца. Опасные для поражения точки тела сопоставимы с многими полномочными посланцами царя. Если с ними что-нибудь случится, то и сердце, сравнимое с царем, в смятение приходит, и тело с жизнью расстается.

Количества

В качестве единицы измерения компонентов тела человека можно взять пригоршню, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Пригоршня -количество, которое помещается в ладонях, сложенных вместе лодочкой. Горсть - количество, которое помещается в одной ладони с согнутыми пальцами. При этом следует иметь в виду, что мерилом количества составных элементов тела данного человека являются его собственные пригоршня, горсть или внутренние органы.

В здоровом человеческом организме содержится следующее количество составляющих его компонентов, или "жизненных сил". Количество "пневмы" равняется объему собственного мочевого пузыря. Количество "желчи" равняется объему собственной мошонки. Количество флегмы - трем пригоршням. Количество крови равно семи пригоршнями. Количество кала равно семи пригоршням. Количество мочи и "желтой воды" по четыре пригоршни каждой. Количество жидкого жирового веса и количество подкожного жира --по две пригоршни. Количество субстанции "Ясный свет" (так в тибетской медицине называется некая животворная жидкая субстанция, которая рассматривается как конечный продукт трансформации сока, переваренного в "силы или компоненты тела". Эта субстанция пребывает как в сердце - "сок, находящийся в сердце", так и рассеянной по всему телу. Считается, что она придает телу живой вид, а распад этой субстанции означает неминуемую смерть) - горсть.

Количество спермы - одна горсть. Количество мозга - одна пригоршня. Количество плоти у мужчин равно пятистам пригоршней. У женщин к этому количеству прибавляется по десять пригоршней плоти на бедрах и грудях - всего двадцать пригоршней. Кроме того, в организме кормящей женщины содержится две пригоршни молока. Количество ежемесячных менструальных выделений насчитывает четыре пригоршни.

Характеристика элементов человеческого тела, согласно тибетской медицине

Все элементы тела делятся на две группы: подвергающиеся заболеваниям и вызывающие заболевания.

К первой группе относятся семь компонентов тела и три вида нечистых выделений (кал, моча, пот). Калом и мочой извергается подлежащее удалению, пот размягчает кожу и прочищает поры.

Вторую группу составляют три физиологические энергии - "пневма", "желчь", "флегма". Эти две группы элементов, находящихся в здоровом состоянии, существуют взаимообусловленно, являя собой единое целое, называемое телом, которое сначала складывается, затем существует и наконец разрушается.

Элементы, подвергающиеся заболеваниям. Эти элементы выполняют следующие функции: питательный сок продуцирует и питает шесть остальных компонентов тела и прежде всего кровь, кровь увлажняет тело и поддерживает жизнь, мышечная ткань, подобно штукатурке, покрывает тело снаружи и изнутри, жировая ткань играет роль смазки различных частей тела, костная ткань служит опорой для мышечной ткани, костно-мозговая ткань принимает участие в продуцировании семенной жидкости, семенная жидкость дает начало зародышу.

Питательный сок, за счет которого происходит генерирование и питание компонентов тела, вырабатывается в результате переваривания пищи. В этом процессе решающая роль принадлежит так называемой "теплоте огня", фактору чрезвычайно важному для жизнедеятельности организма в целом, присущему каждому из вышеупомянутых элементов обеих групп. Пищеварение начинается с измельчения пищи, содержащей все пять первоэлементов, и завершается отделением питательного сока от переработанных отходов, которые в виде кала и мочи выводятся из организма. Весь этот процесс осуществляется при непосредственном участии соответствующих токов "флегмы", "желчи" и "пневмы" с их "теплотой огня". Полученный питательный сок из желудка по девяти проходным путям направляется в печень, где под воздействием трех физиологических начал трансформируется в кровь. Далее питательный сок крови трансформируется в мышечную ткань, питательный сок мышечной ткани - в жировую ткань, питательный сок жировой ткани - в костную ткань и так далее, до образования семенной жидкости. При этих трансформациях часть питательного сока не используется, образуя своеобразный отстой, который также утилизируется. Так, например, отстой при трансформации питательного сока в кровь образует желчь желчного пузыря, при трансформации в жировую ткань -пот и сальные выделения кожи, при трансформации в костную ткань - зубы, ногти, волосы, при трансформации в костно-мозговую ткань - кожу. Весь процесс от принятия пищи до образования семенной жидкости занимает шесть суток, однако имеется много лекарств, способных сократить этот процесс до одних суток.

Пневма, желчь, флегма

Элементы, вызывающие заболевания. К ним относятся "пневма", "желчь" и "флегма". Если эти элементы пребывают в норме, организм здоров. Их расстройства вызывают болезненные явления, ведущие к разрушению организма. Каждый из названных элементов существует в виде пяти токов, выполняющих определенные функции.

Токи "пневмы":

"поддерживающий жизнь", локализуется в макушке, двигаясь к горлу и груди. Управляет процессами дыхания, глотания, слюноотделения, а также процес сами мышления и функционирования органов чувств;

"движущийся вверх", локализуется в области груди, управляет процессами речи и памяти;

"распространяющийся повсеместно", локализуется в области сердца, управляет процессами движения;

"огню подобный", локализуется в желудке, управляет процессом пищеварения и выработки питательного сока;

"низвергающий", локализуется в прямой кишке, управляет процессами вывода нечистот.

Токи "желчи":

"способствующий пищеварению", локализуется в пищеварительном тракте, содействует пищеварению, отделяет питательный сок от отходов;

"изменяющий цвет", локализуется в печени, видоизменяет цвет питательного сока - основу компонентов тела;

"производящий", локализуется в сердце, дает начало чувству уверенности в себе, гордости, мужественности, интеллектуальности;

"творящий зрение", локализуется в глазах, дает возможность видеть образы предметов;

"ясный цвет", локализуется в коже, придает здоровый внешний вид.

Токи "флегмы":

"опорный", локализуется вдоль грудины, регулирует нормальную деятельность остальных токов "флегмы", управляет процессом увлажнения организма;

"смешивающий", локализуется в верхней части пищеварительного тракта, управляет процессом смешивания пищи и разложения ее на составные части;

"вкусовой", локализуется в языке, дает возможность ощущать вкус еды и питья;

"удовлетворяющий", локализуется в голове, дает ощущение удовлетворения деятельностью органов чувств;

"соединяющий", локализуется в суставах, управляя процессами сгибания и разгибания.

Карма, разновидности болезней и лечение

Риши Илэ Кье обратился к нирманическому наставнику с недоуменными вопросами. Бывает, начал вопрошающий, что болезнь, хотя и подвергается врачеванию в самом начале, однако она не отступает, а, наоборот, обостряется. Лечение продолжается в соответствии с предписаниями медицинских трактатов, но ни лекарства, ни процедуры не помогают. В конце концов, несмотря на искусного лекаря и смышленого прислужника при больном, он умирает. Но бывает и так, что больной не лечится, а если лечится, то лечат его неправильно, лекарства и процедуры прописывают неподходящие, но, тем не менее, больной выздоравливает.

Далее:

 

Искусство быть здоровым чч 1-2 авт.-сост. Чайковский А. М., Шенкман С. Б..

Домашняя аптечка.

Клиническая физиология сердца.

Клоссовский Б. Н. Циркуляция крови в мозгу..

Андрей владимирович курпатов средство от вегетососудистой дистонии.

Управление праной и дыханием.

Для здоровья необходимы физические упражнения.

 

Главная >  Публикации 


0.0042