Главная >  Публикации 

 

32.Становясь старше: требования адаптироваться и отвечать за себя



5. Они могут поощрять смелость ребенка, который, зная, что ждет его в школе, все-таки решается отправиться туда.

6. Они должны всячески поощрять более агрессивную позицию против жестокости, если попытки игнорировать ее ни к чему не приводят. При необходимости можно даже помочь практическим советом.

7. Они могут научить детей не принимать издевательства близко к сердцу, не считать дурное отношение заслуженным, а себя - недостойным человеком.

8. Они должны поощрять участие ребенка в любой внешкольной деятельности. Ведь на школе свет клином не сошелся, существуют и другие социальные круги, в которых царит другой тип отношений и где ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Наконец, если все эти попытки не увенчались успехом, они могут обратиться к учителю и потребовать, чтобы на случаи социальной жестокости в школе не смотрели сквозь пальцы. Учитель должен объявить всем ученикам, что такой вид общения неприемлем и будет преследоваться. Это запрещение должно согласовываться с позицией учителя, который уже установил правила общения и поведения в классе.

Если ваш ребенок получает удовольствие от жестокого обращения с одноклассниками, вы обязаны принять меры. Чувство удовольствия при виде несчастий других, жажда социального превосходства - все это может сослужить плохую службу вашему ребенку в будущем. Более того, учась нападать, запугивать, хулиганить, унижать, прогонять, обзывать, клеветать или разрушать, ребенок осваивает поведение, которое может привести к плачевным последствиям для всей семьи. Такому ребенку нужно строго внушить: "Тот факт, что твои товарищи по школе плохо обращаются друг с другом, не дает тебе права мучить брата и сестру".

32.Становясь старше: требования адаптироваться и отвечать за себя

Попадая в среднюю школу, дети оказываются в совершенно новом по сравнению с оставленной позади начальной школой мире. Они становятся теперь крошечной частицей большой и гораздо более безликой, чем прежняя, организации. Здесь больше учителей, у которых, в свою очередь, больше учеников, и преподаватели знают каждого уже не так хорошо. Как следствие учителя могут быть менее терпеливы, меньше склонны воспитывать, рассчитывают на большее послушание, большую работоспособность, устанавливают больше правил и кажутся некоторым детям "злыми".

Родителям детей такого возраста придется тоже по-своему адаптироваться к новым условиям. Если прежде они поддерживали постоянный контакт с начальной школой, и обе стороны были взаимно заинтересованы друг в друге, то теперь они столкнутся с некоторым охлаждением и отчуждением. Пора избавляться от привязанности к прежней маленькой, уютной школе. Придется приспосабливаться заново и менять свои ожидания так, чтобы они гармонировали с этой достаточно суровой организацией. Теперь родители будут получать меньше информации, будут иметь все меньше влияния на то, что может произойти с ребенком, им будет все сложнее находить верный подход к учителям и директору. Им понадобится намного больше выносливости и такта, если возникнет необходимость защищать интересы ребенка внутри школьной системы.

Это не значит, что учителя средней школы не заботятся об учениках и не желают держать ответ перед родителями.

Просто нужно смириться с реальностью: эти учителя отвечают за гораздо большее число детей, основная часть которых уже вступила в переходный возраст. Эти два фактора определяют отношение учителей к ученикам - и наоборот. Подросток больше не ребенок. Средняя школа - не то, что начальная.

В целом, младших школьников учить намного легче. Многие любопытны, прилежны, внимательны, полны энтузиазма, положительно настроены, рады сотрудничать и очень дружелюбны. Учеников средней школы учить довольно сложно. У многих вообще отсутствуют какие-либо интересы, что характерно для начального периода отрочества. Они ленивы, несосредоточенны, апатичны, настроены бунтарски и часто враждебно. Ученики средней школы приносят своим учителям гораздо больше огорчений, чем прежде, и те в меньшей степени склонны общаться с родителями, чем их коллеги из начальной школы. В средней школе, назначение которой - помочь детям научиться самодисциплине, достаточной, чтобы подготовиться к переходу в старшие классы, имеется большая группа учеников-подростков. Они сейчас в том возрасте, когда домашние задания кажутся особенно противными, предписания особенно притесняют, и всякая власть кажется несправедливой.

Иногда создается впечатление, что школьной системе имело бы смысл объявить мораторий на образование на весь период раннего подросткового возраста. Вместо этого стоит дать детям несколько лет, чтобы они выросли, и когда они станут более сговорчивыми, снова представить их вниманию свои требования и предписания. Средней школе приходится учить большему, нежели просто научным дисциплинам. Ученики должны узнать, как функционировать в системе, чтобы успешно развиваться. Сотрудничество с учителями, соглашение с правилами, подчинение нормам - все необходимое, чтобы удовлетворить потребность в учении, приходится усваивать в этом негати-вистском и оппозиционном возрасте.

Ученики, не освоившие эти социальные навыки в сред-школе, сильно рискуют не освоить их и в старших классах. Старшие классы средней школы - это учреждение еще более крупное и серьезное, которое требует больше работы и ответственности и не так спокойно относится к сопротивлению и нарушениям.

Во многих государственных образовательных системах новички в старших классах с невероятной легкостью вылетают из школы. Ученики, не отличавшиеся в прошлом особым прилежанием, не только обладают недостаточными знаниями по всем предметам, - опаснее то, что они социально не подготовлены к жестким требованиям, предъявляемым к сотрудничеству, подчинению нормам и послушанию.

Если разгневанный подросток нахулиганит, его выгоняют с урока, оставляют в наказание после уроков или исключают из школы, и родителям не нужно вторично наказывать его за этот проступок. Обычно бывает достаточно школьных последствий. Впрочем, обязанность родителей - проверить, что именно произошло в школе. Удостоверившись, что нарушение действительно имело место и наказание было оправдано, они должны помочь ребенку понять связь между его плохим поведением и последующим наказанием. Родители должны по мере сил поддерживать школьную политику, если только она не вступает в противоречие с их моральными нормами и чувством справедливости. Они должны делать это в интересах своего ребенка, потому что ему предстоит учиться соответствовать внутри установленной системы.

Почему это так необходимо? Потому что, став старше, детям непременно придется столкнуться со множеством учреждений, которые составляют еще более крупную социальную систему, и в ней, уже будучи взрослыми, они должны будут успешно функционировать, чтобы решать свои проблемы. Чтобы удовлетворить потребности в социальном руководстве, в военной службе, в охране здоровья, в безопасности, в законной защите, в финансовой помощи, в обеспечении работой и вообще во всех видах услуг, они должны уметь двигаться так, чтобы добраться до цели. К сожалению, умение двигаться, учитывая правила, - это урок, который бунтари-подростки хотят учить в последнюю очередь. "Какое право имеют другие говорить мне, что делать? Я не собираюсь тратить свою жизнь на выполнение приказов!"

Двигаться, учитывая правила, - не значит стать роботом, расстаться с индивидуальностью и отказаться от всех притязаний на независимость. Это не значит всегда соглашаться, не задавать вопросов, не высказывать своего мнения, не защищать свои принципы и убеждения.

Это лишь означает, что следует овладеть четырьмя важнейшими социальными уроками, которые обязана давать средняя школа. Каждый усвоенный урок впоследствии сослужит ребенку хорошую службу.

1. Жизнь любого человека всегда в некоторой степени зависит от авторитетов, которые он не выбирал.

2. Поведение человека всегда частично регулируется правилами, которых он не устанавливал.

3. Всегда найдутся люди, перед которыми придется держать ответ, и не всегда эти люди будут симпатичны.

4. После неудачи, ошибки или проступка часто наступают социальные последствия, которые могут казаться несправедливыми.

Определенную часть жизни человеку приходится проживать, подчиняясь условиям, которые он не выбирал и которые ему могут быть неприятны. Каждый должен в некоторой степени учиться сотрудничать, следовать правилам и соглашаться с требованиями общества, чтобы общество, в свою очередь, удовлетворило его потребности. Если подросток не может примириться и работать в суровых условиях средней школы, ему придется учиться этому позднее, но с гораздо большими потерями.

33. Когда успехами не похвастаешься: падение успеваемости

Позиция подростка диктует ему поведение, которое в конечном счете не принесет успехов в учении. Даже способные старшеклассники чувствуют себя вынужденными подходить к вопросу образования с саморазрушительных позиций. Рассмотрим лишь несколько негативных высказываний, характерных для подростков. "Только тупые задают вопросы". "Обманывать - правильно". "Чтобы действовать, нужна ловкость". " Стараться - глупо". "Очень круто ни о чем не заботиться". "Хорошо себя вести - смешно". "Главное - выйти сухим из воды". К счастью, когда окончание средней школы уже не за горами, когда стремительно начинает приближаться пора ответственности и настоящей независимости, эти убеждения и поведение начинают терять свою привлекательность, потому что вредят успешному движению вперед.

Между девятью и тринадцатью годами, когда формируется психология подростка, школьные успехи часто подвергаются значительному риску. Опасность возникает потому, что, расставаясь с детством, подросток хочет заново определить собственное "я": ему больше не нравится казаться ребенком и не хочется соответствовать ожиданиям родителей.

Бунтуя, они рвутся вон из детства, чтобы скорее начать путь к социальной независимости.

Выбрасывая детство "за борт", подростки могут сменить ценностную ориентацию. В начальной школе главным столпом их самолюбия и ценным источником родительского одобрения были успехи. Признание и расположение друзей особо в расчет не принимались, потому что тогда самое важное социальное значение имела для них семья. Собственная внешность, скорее всего, стояла на третьем месте. В отрочестве эти ценности могут измениться. На первое место выступает внешность и одежда, потому что внешний вид может оказать значительное влияние на то, что стало теперь ценностью номер два. Это признание друзей, гарантирующее спокойствие. Внешность важна и потому, что помогает вписаться куда надо, приспособиться к чему надо и добиться популярности: ведь одобрение сверстников теперь куда более существенно, чем мнение родителей.

Результатом этой смены ценностей является то, что успехи спускаются на третье место. Социальный императив становится наиболее важным. Чему отдают предпочтение подростки - хорошим отметкам или хорошим друзьям? В большинстве случаев ответ однозначен: успех в обществе ценится гораздо выше, чем школьные достижения.

В результате изменения ценностей и своего растущего сопротивления власти взрослых, подросток может просто забросить школьные задания, потому что не видит в них смысла. Теперь все усилия, внимание, сосредоточенность и движущие силы, прежде посвященные учебе, направляются в другие области жизни. Как закономерное следствие - успеваемость падает.

Что делать родителям, если на их глазах происходит снижение успеваемости? Да, нежелание превозмогать себя и кропотливо, изо дня в день осваивать науки - естественно. Так может быть, стоит смириться с этим неизбежным фактом и пустить все на самотек? Нет. Не опускайте руки: каким бы естественным не было сие явление, хорошего в нем все равно мало.

Что, если не придавать большого значения снижению Успеваемости, даже полным провалам, возникшим из-за отсутствия старания? Может быть, ребенок сам в конце концов почувствует ответственность, вернется к учебе и восстановит свои прежние позиции? Иногда такая самокоррекция действительно происходит, но, к сожалению, случается это крайне редко.

Большинство подростков недостаточно зрелы, чтобы самостоятелъно восстановить свои позиции в учебе. Как правило, они все меньше заботятся о школьной работе, успехи их продолжают ухудшаться, они вообще перестают выполнять домашние задания, отстают все сильнее и сильнее и чувствуют, что уже не могут догнать одноклассников. Исчезает последнее желание стараться и они сдаются окончательно. Теперь наступают суровые последствия. Перейдя в разряд двоечников, потеряв уверенность в своих силах, подростки теряют и уважение к себе, остальные дети начинают относиться к ним как к неудачникам.

В это время родители могут усугубить и без того невеселую ситуацию. Так как политика "кнута и пряника" потерпела фиаско и ребенок продолжает отказываться учиться, чаша терпения родителей может переполниться. Расстроенные, они начинают сердиться, ребенок в . ответ упрямится еще больше, и баталии перетекают из школы в домашние стены. Чем сильнее настаивают родители, тем непреклоннее ведет себя ребенок. "Ты не можешь заставить меня учиться. И мне плевать, как сильно ты накажешь меня или разозлишься!" Чувствуя свою полную беспомощность, родители теряются. Им остается только опустить планку и позволить ребенку учиться ниже своих способностей.

Вместо того чтобы умывать руки, горевать, предлагать поощрения или наказывать, родителям стоит попробовать более эффективный метод. Хотя каждая из вышеупомянутых тактик может в каком-то конкретном случае действительно дать ребенку импульс, со вступлением его в переходный возраст они обычно терпят крах, потому что подросток наотрез отказывается от подкупа и не боится угроз. Вместо всего этого родители должны усилить наблюдение за ребенком.

Обычно падению успеваемости сопутствует ложь о якобы выполненном домашнем задании, отсутствие активности на уроках, пагубное воздействие на других учеников. Вмешательство должно быть быстрым и прямым. Когда подросток начинает противоречить любым требованиям взрослых, его становится чрезвычайно легко смутить. Это смущение достигает апогея, когда сверстники видят его в школе в компании матери или отца.

Это один из самых надежных тестов на определение начала отрочества. Раньше дети очень радовались, если их родители заходили за ними в школу. Подросток же цепенеет от ужаса. Быть замеченным в школе в компании родителя, значит, нарушить принцип социальной независимости, которым подросток теперь очень дорожит.

Расширяя зону своего наблюдения и вторгаясь в пределы школы, родители-одиночки не пытаются публично унизить свое чадо. Они только решили действовать, чтобы довести до его сведения то, чего не смогли добиться добрым словом. Родительское предупреждение звучит так:

• "Если ты не в состоянии заботиться о своих школьных делах сам, я возьму небольшой отпуск и помогу тебе".

• "Если ты не можешь сконцентрироваться на ежедневных занятиях и мешаешь другим ученикам, я приду в школу и буду сидеть за одной партой с тобой".

• "Если ты не в состоянии запомнить, что тебе задано на дом, я зайду в школу к концу уроков. Мы вместе обойдем всех учителей и запишем задания".

• "Если ты не можешь самостоятельно выполнять домашние задания, я посижу с тобой за столом, пока ты не закончишь".

• "Если тебе не под силу предъявить эти злосчастные задания, хотя ты их выполнил, мы вместе придем в школу и обойдем всех учителей перед началом уроков, чтобы удостовериться, что они получили их".

• "Если ты говоришь, что вам ничего не задали, и это оказывается неправдой, мне придется встретиться с твоей учительницей. У тебя будет возможность объяснить, почему ты решил, что ничего не задавали".

• "Если ты получил единицу за несделанную работу, тебе придется выполнить ее за выходные, прежде чем сможешь пойти развлекаться, даже если в результате своих стараний ты все равно получишь единицу".

Иногда, чтобы помочь подростку поддерживать соответствующие достижения, родителям приходится на деле доказывать, что они имели в виду, говоря о своем желании понаблюдать за ним в школе.

34.Новое определение семьи: когда второго родителя лучше отстранить

Существует своего рода ядерная реакция, которая может следовать за разводом. Родитель-опекун, пытаясь придать устойчивость новой семейной единице и помочь детям вписаться в нее, сильно притягивает их к себе, расширяя свою роль воспитателя, и, чтобы создать пространство для этой роли, отстраняет бывшего супруга.

В это время родители-опекуны часто хотят жить очень независимо и тайно от бывшего супруга, чтобы выполнить три задачи:

1. Они хотят пересмотреть и утвердить заново свои родительские ценности, возможно, меняя приоритеты и практические действия.

2. Они хотят заново определить цели, определяющие их развитие, развитие их детей и семьи в целом и отражающие новые свободы и потребности.

3. Они хотят установить и защищать новые правила, силой только своего авторитета отклоняя требования детей, которые могут оспаривать новые границы, прежде чем примут и будут уважать их.

Чтобы достичь своих целей, родителям-опекунам, а таковыми, как известно, чаще оказываются матери, иногда приходится отстранить второго родителя, даже если у того благие намерения и его присутствие в их новой жизни пошло бы на пользу. Чем скорее все приспособятся жизни на два дома, тем лучше.

Для отцов, живущих отдельно, такое приспособление дается нелегко. Они вынуждены наблюдать со стороны, как сближаются члены его бывшей семьи, как меняются они без него. Они должны безучастно смотреть, как мать расширяет свою роль главного родителя. Во многих случаях она принимает на себя обязанности, за которые прежде отвечал бывший супруг. Отстраненные от участия в жизни детей, отцы чувствуют страх. Чувство исключенности порождает неуверенность и одиночество.

В отличие от матери, на чьем попечении остались дети, живущий отдельно отец вынужден довольствоваться лишь случайными контактами с детьми. Пока эта новая роль не стала привычной, они часто цепляются за утраченное, пытаются вернуть свое прежнее положение родителя. Чтобы ощущать свою причастность, они звонят по телефону, заезжают проверить, все ли в порядке, и просто так навещают "по дороге", что-то советуют, чинят поломанные вещи и вообще всячески помогают. Матери часто находят их постоянное присутствие назойливым. Они хотят, чтобы между ними установилась достаточная дистанция, хотят жить независимо.

Что делать, если бывший супруг продолжает вмешиваться в жизнь семьи? Родитель-опекун должен недвусмысленно дать ему понять две вещи: "Я очень ценю твою заботу о детях. Тем не менее я хочу, чтобы эту заботу ты проявлял на своей территории". Не только родители-опекуны нуждаются в должной дистанции, но и дети, чьи фантазии на тему воссоединения находят пищу в поведении разведенных родителей, которых они постоянно видят вместе, в одном доме. "Если папа проводит у нас столько времени, может, они с мамой опять заживут, как прежде?"

Суть настоящего развода состоит в том, чтобы эмоционально завершить брак между мужем и женой, но сохранить связь бывших партнеров как матери и отца. Очень важно, чтобы они были в состоянии сотрудничать друг с другом и соответствовать растущим нуждам детей.

Такое сотрудничество поможет каждому из партнеров обустроить свою жизнь по собственному усмотрению. Счастливо живя порознь, они способны объединить усилия, когда требуется совместная позиция родителей, как эхо часто бывает при воспитании подростков. Дети часто используют различия между порядками в двух домах, играя на неосведомленности родителей, чтобы получить свободы, которые безусловно были бы запрещены обоими, знай они правду. Бывшие супруги должны иметь возможность непосредственно общаться, чтобы получить верную картину того, что происходит с их детьми. Стоит им впасть в зависимость от мнения подростка, думающего только о своей выгоде, и они немедленно сбиваются с пути.

Далее:

 

Биоэнергетика здоровья.

Лечение души.

Гидрокосметика.

Массаж.

Строение человеческого тела.

Болезни сердца.

IV. 2. Пространственная структура психики человека.

 

Главная >  Публикации 


0.0014