Главная >  Публикации 

 

Стадион в квартире (В. Скрипалев)



Все дети любопытны, малыш обязательно потянется за игрушками, ухватится за нижний турничок, приподнимется. Третье упражнение как раз и заключается в том, что лежащему ребенку, самому ухватившемуся за нижнюю перекладинку, взрослый помогает сначала сесть, а затем и встать. Для этого он подталкивает стопы встающего ребенка. В результате ребенок сам научится вставать. Продолжительность занятия постепенно увеличивается от нескольких секунд до нескольких минут. При этом ребенка ничто не должно беспокоить, он должен получать удовольствие от занятий. В противном случае занятия следует временно прекратить.

В спорткомплексе стойки перекладины (диаметром 34 миллиметра) одновременно держат весь каркас. Это позволяет избежать крепления к полу и потолку и сверления отверстий в стойках. Подвеска заменена распором. В верхнюю часть стоек перекладины вварены втулки с резьбой, в которые вворачиваются распирающие винты-домкраты. Последние и прижимают верхнюю часть каркаса с подвесками снарядов к потолку. Так что можно обойтись без дырок в потолке и полу. (Спорткомплекс защищен авторским свидетельством по заявке №2322488/12). Верхний каркас может быть, например, из швеллера (50 миллиметров) или квадратной трубы. В стойках сделаны 10-миллиметровые отверстия для винтов перекладины через каждые 150 миллиметров, начиная с 900-го миллиметра от пола. Винты, пройдя стойки, входят в нарезанные отверстия перекладины. Расстояния между стойками — 750 миллиметров.

И вот начавший ходить малыш подходит к перекладине, тянется к ней. Ухватившись, он пытается поджать ножки, повисеть. Так продолжается по многу раз в день, и без вашего напоминания. Это — первое упражнение детей годовалого возраста. Страховка не требуется.

Другим снарядом для виса являются кольца. Этот снаряд вместе с подвеской выпустило одно из ленинградских предприятий в комплекте «Детский спортивный набор». Кроме колец в комплект входят трапеция, устанавливаемая в нашем спорткомплексе попеременно с кольцами, и качели. Подвеска для этих снарядов в наборе общая. В нашем спорткомплексе она использована вместе с кольцами. На подвеску надевается кольцо.

Хотя кольца являются подвижной опорой, они привлекают годовалых ребят не меньше, чем перекладина. Помимо поджатия ножек малыши изобретают и еще одно интересное упражнение. В нашей семье его называют «вертолет» (это упражнение на вращение вокруг вертикальной оси тела). Вот где проявляется естественная тяга детей к вращению! Упражнение выполняется, когда свисают кольца чуть ниже ладоней вытянутых вверх рук. Взявшись за кольца, малыш начинает закручиваться в какую-либо сторону. Одна нога ребенка при этом не отрывается от пола (чаще — ее носок). Вторая нога, маховая, совершает толчки и махи попеременно, закручивая обе веревки подвески в один общий жгут. Когда веревки слились в одну и дальнейшее закручивание невозможно, ребенок поджимает ноги. Жгут из двух веревок начинает с ускорением раскручиваться, вращая тело ребенка все быстрее и быстрее. Поразительно то, что натренированный таким образом ребенок сразу после «вертолета» спокойно ходит, без покачивания.

Я упомянул, что вместо колец в комплексе можно устанавливать трапецию. Этот снаряд используют как перекладину. Однако трапеция требует от ребенка большой сноровки. Во-первых, ее диаметр больше, чем перекладины и колец. Во-вторых, она вращается вокруг продольной оси, что требует цепкости. В старшем возрасте, овладев всем комплексом, ребенок может научиться качаться стоя или сидя на трапеции.

В комплекс включают и так необходимые ребенку качели из упомянутого спортнабора. Не усаживайте годовалого малыша на качели, пусть он сам заберется на них: это поможет избежать падения. Ребенок сам разберется, как высоко ему лезть, как сильно раскачиваться. Он должен чувствовать силу своих пальчиков, свое умение сохранять равновесие. И ни в коем случае не раскачивайте ребенка! Иначе не успеете ахнуть, как он соскользнет с качелей. Пусть «мучается» сам и учится раскачиваться. В этом его развитие! И физическое и умственное! Кстати, мой сын очень любит раскачиваться под музыку. Он включает проигрыватель и высоко качается, порой в течение получаса.

Новым снарядом для качания являются вертикальные качели. У нас в семье за ними закрепилось название «лунные качели». Они состоят из упругой, например вакуумной цилиндрической, резины, закрепляемой в отверстиях опор. Высоту подвески вертикальных качелей и диаметр резины можно подобрать таким образом, чтобы сила натяжения резины в момент приземления была близка к весу ребенка. Таким образом, прыгая вниз на вертикальных качелях, малыш «прилуняется» с силой, значительно меньшей земной. Отталкиваясь от пола, он взлетает, как на Луне, то есть, например, в 6 раз выше. Это условие выполняется, если на вертикальные качели попадать сверху, например с помощью каната. При взлете необходимо подтягиваться подбородком к резине. На последующих занятиях — даже выходить в упор на руках.

Капризы погоды на дворе (дождь, крепкий мороз), отсутствие горок вблизи дома, карантины ребенка после болезни — все это делает необходимым удовлетворить запрос ребенка в катании дома. Для этого в спорткомплексе предусмотрена горка. Кстати, мамы и папы тоже могут ее опробовать. Она имеет вид усеченной пятигранной пирамиды, лежащей на боку. Внутри пирамиды можно укрепить полки и использовать их для хранения игрушек. Двумя гранями пирамиды, перпендикулярными друг к другу, являются часть стены и пол. Третья грань, передняя,— вертикальная, четвертая — крышка пирамиды, состоящая из двух частей. Собственно горкой является пятая грань (угол наклона 30 градусов). Пирамида не имеет ни одного прямого и тем более острого угла, за которые ребенок мог бы зацепиться. Материалом пирамиды служат полированные плиты ДСП в тон имеющейся мебели. В качестве материала можно использовать и пластик.

Упражнений на горке — множество. При этом стоит учесть, что в качестве тормоза и опоры при игре на пирамиде можно использовать ладони. При контакте с полированной поверхностью влага ладоней препятствует их скольжению. Не стоит кататься в обуви: исцарапанная поверхность горки ухудшает скольжение. Начинать следует с упражнений наиболее легких — в положении лежа. Например, взобравшись на верхнюю часть пирамиды по кроватке, малыш ложится ногами вниз на живот, не отрывая ладоней от поверхности катания. Затем поднимает руки — тело скользит вниз. В конце пирамиды ноги сгибаются — приземление.

Следующее упражнение — лежа на животе лицом вниз. Оно выполняется так же, как предыдущее, только приземление осуществляется на прямые пружинящие руки. Это напоминает хождение на руках, когда партнер поддерживает ноги.

Более сложным является катание сидя ногами вниз. В этом случае развивается ощутимая скорость. Папы и мамы могут испытать это на себе. При приземлении ребенок должен успеть согнуть ноги. Для начала можно подстилать в месте приземления поролон.

Предыдущее упражнение усложняется, если малыш примет упор присев. Вершиной искусства игры на горке будет катание стоя лицом вперед и в конечном счете катание спиной вперед. Но делать это надо весьма осторожно и вначале со страховкой.

Еще один снаряд — поясной лопинг. Он состоит из двух одинаковых вращающихся опор, надеваемых на стойки. Каждая опора состоит из корпуса, закрепляемого при помощи винта в отверстиях стоек. К держателям крепятся веревки детского страховочного пояса. Держатели смонтированы в подшипниках вращения и закреплены гайками.

Рекомендую устанавливать поясной лопинг раз в неделю. Перекладина поднимается до верхних отверстий. Одновременно удобно заменить и кольца на трапецию. В этом случае вы вновь имеете снаряд для виса и снаряд для вращения.

Если вы не слишком располнели и «впишетесь» в детский страховочный пояс, то советую и вам попробовать это интересное упражнение. Мой сын выполняет его так. Встав на стульчик, Олег надевает пояс так, чтобы он обхватил тело потуже. Стульчик убирается. Олег выпрямляется, поднимает руки в сто-роны-вверх и отталкивается от стоек вперед. Начав вращение головой вперед-вниз, он группируется: голову склоняет к груди, голени обхватывает руками. В гаком положении заканчивается оборот. Затем все повторяется. Вначале я помогал сыну. В 6 лет он мог выполнять самостоятельно до 30 оборотов подряд.

Аналогично выполняется это упражнение и назад. Первая половина оборота — тело прямое, вторая — в группировке. Голова отводится назад. Показывать и рассказывать ребенку ничего не надо: он сам освоит движение.

В спортивных залах существует снаряд для лазанья — гимнастическая стенка. Научившийся ходить малыш может залезть на нее. Для этого не требуется особых навыков: ребенок перебирает ручками и ножками, как при ползании. Перед собой видит только стенку, пол где-то внизу за спиной — вроде бы никаких опасений. Неожиданно обернувшись, он мо-жег увидеть, что забрался высоко, испугаться, начать плакать и упасть. Поэтому установленная в спорткомплексе лесенка для развития равновесия ставится наклонно. Она протянута не вдоль стены, а через весь комплекс: от его нижнего дальнего угла к верхнему ближнему углу по большой диагонали. Это удлиняет общий путь лазанья до 4 метров. Ребенок в любой момент хорошо видит высоту, на которой находится. Небольшой угол подъема (около 30 градусов) дает возможность почувствовать свой предел В;ЫСоты. Кроме того, пространственное расположение лестницы позволяет использовать ее как сверху, так и снизу.

Лесенка имеет форму треугольника, вершина которого закреплена внизу, на уровне не выше 300 миллиметров от пола. Ступеньки лестницы нанизаны горизонтально на стальной трос диаметром 6 миллиметров. Они опираются на трубки одинаковой длины, также нанизанные на трос. Основание треугольника крепится вверху к опоре. Эта опора соединена домкратом с продольной горизонтальной балкой. Оба конца троса продеваются в отверстия опоры по канавкам коушей и закрепляются зажимными планками. Концы троса облуживаются. Для предотвращения преломления троса в середине вершина треугольника лесенки округлена. Для этого трос продевается внутрь согнутой полукольцом трубки. Трубка через стяжку соединена с кронштейном, который крепится к стене четырьмя болтами.

Стяжка служит для регулирования провиса „лесенки. Хочется особо подчеркнуть: не переусердствуйте с натяжением! Обратите внимание на цирковых канатоходцев. У них трос всегда чуть провисает. Если вы попытаетесь показать своему ребенку, как надо лезть, и сделаете это на чрезмерно натянутой лесенке, то можете, к его восторгу, завалиться вместе с ней. Поэтому не стоит вместо троса брать, скажем, кабель с алюминиевым проводом — он порвется или с медным — вытянется.

Хитрость лесенки заключается в том, что она может иметь пять зон балансирования: центральную и симметрично расположенные две внутренние и две внешние. Центральная зона — это сама лесенка. Неустойчивость проявляется в прилегающих к ней внутренних зонах. Меня очень интересовало, как сын с ними справится.

Олег долго «делал круги» у кронштейна. Наконец взялся за боковины лесенки и наступил на кронштейн правой ногой. Толчок — и он уже поставил левую ногу на первую узенькую ступеньку. Огляделся. «Пока ты над площадью лесенки, ты устойчив. Посмотрим, что будет дальше»,— подумал я.

Но вот Олег стал заносить правую ногу на вторую ступеньку и качнулся вправо. «Вот она, правая внутренняя зона»,— отметил я.

Олег успел натянуть правую боковину вниз, а левую вверх, остановился в наклоне над правой внешней устойчивой зоной. Твердый кронштейн позади. Теперь предстояло сделать шаг до «живой» лесенки. Олег выровнялся на ней и стал подтягивать левую ногу, забыв перехватить руки повыше. Как и следовало ожидать, он начал клониться влево. Ступенька круто накренилась влево, и Олег кубарем свалился на пол. Расстояние было не более полуметра, падение получилось мягким. Сын улыбнулся. Я убедился, что лесенка учит не только балансировать, но и падать.

После многократных попыток Олегу удалось пройти злополучные «начальные ступеньки». Дальше было проще: ступеньки стали пошире и поворачивались не так круто. Зато какую награду получил удачливый верхолаз: он качал попадать на подвешенные повыше качели. Причем переход на нхх/ у сына ср временем превратился в занимательно,еыупраж-нение — «ныряние». На самой верхней ступеньке он брался за боковины лесенки и делал оборот вперед в вис, как на перекладине. Небольшое усилие — и ноги на качелях. Потом ему удалось это сделать в обратной последовательности — с качелей влезть на лесенку через верхнюю ступеньку.

Лесенка привлекательна еще и тем, чту^рна связывает между собой все 10 снарядов спорткомплекса.

Я спросил побывавшего у нас в гостях семилетнего Антона, какой снаряд ему понравился больше других. Ответ был: «Лесенка, потому что с нее можно попасть на любой снаряд!»

Кроме того, сын пытался лазать по лесенке снизу. Вначале он повисал на ступеньке, до которой дотягивался с пола руками. Поджимая ножки, Олег перехватывал руками ступеньки пониже. Затем слеза-ние начиналось с более высоких ступенек.

Переходя к шестому любимому детьми движению — прыганию, напоминаю о вертикальных качелях и прыжковой лиане из толстой цилиндрической резины, подвешенной повыше. Взобравшись на нее, ребенок усаживается поудобнее и начинает качаться вверх-вниз, не касаясь пола. Прыжковая лиана потоньше и подлиннее. Помимо качания она используется и для прыжков, как это уже было описано.

Для прыжков предназначен и комнатный батут. Его боковые стороны повторяют нижний периметр комплекса. Стойками перекладины они прижимаются к стене. Их «мягкий» вариант из стального троса крепится к стенкам комнаты. Подкидывающую плоскость лучше изготовить из веревочной, например, капроновой, сетки. Комнатный батут располагают под всеми снарядами комплекса. Он одновременно выполняет функции и гимнастического мата, и глушителя соскоков (внизу соседи). Высота батута незначительна, чтобы можно было оттолкнуться не только от батута, но и от пола. Иначе ребенок может привыкнуть к мягкой опоре.

Второй, не менее важной ролью батута является возможность спрыгнуть на него с одного снаряда и, оттолкнувшись, перелететь на другой. Упражнение имеет прямое отношение к перелезанию со снаряда на снаряд.

Для лазанья в спорткомплексе большой выбор снарядов. Обычный канат, подвешенный за верхний конец, дополнен наклонным канатом, укрепленным за оба конца. Он, как и наклонная треугольная лестница, протянут через весь комплекс: от дальнего угла у пола к ближнему правому углу у потолка. Такое расположение придает ему сходство с лианой (мы его называем прямой лианой). Прыжковая лиана может быть использована и для лазанья. Стойка перекладины служит шестом, а подвески колец и качелей — канатами. На наклонной треугольной лесенке удается и балансировать, и лазать.

Стоит обратить внимание на размер опорных частей снарядов. Лучше, если ладонь годовалого малыша может полностью обхватить перекладину, кольца, подвески качелей, боковины лесенки. Желательно, чтобы их диаметр был около 15 миллиметров. Такой же толщины может быть прыжковая лиана. Диаметр канатов и трапеции, которые предназначены для детей постарше, должен быть близок к 25 миллиметрам.

Спорткомплекс можно упростить, разместив его, например, в дверном проеме. Он имеет некоторые преимущества: легче изготовить и смонтировать, занимает меньше места и стоит дешевле. Однако страдает качество занятий. Дверной проем ниже и без того невысокого потолка квартиры. Турник, водруженный на метровой высоте в дверном проеме, преградит путь в комнату. Самый существенный недостаток: занятия детей станут двухмерными.

А ведь движение в трехмерном пространстве имеет для умственного развития огромное значение. Лазанье является этим мощным стимулом развития мозга. Может быть, стремление малыша залезть на стул, кровать, стол не случайно поэтому?

А если лазать по резиновой лиане, стойкам перекладины, подвескам колец и качелей, наконец, по наклонной треугольной лесенке? Это, конечно, и интереснее, и полезнее, и безопаснее. Не мешает к тому же сделать и так, чтобы там, вверху, можно было прсидеть, отдохнуть, покачаться. Для этого даже не нужны дополнительные приспособления. Надо лишь отдельно стоящие снаряды сблизить до такой степени, чтобы получилось «ветвистое» дерево, если хотите, «джунгли». Однако сближение снарядов должно быть разумным, иначе «заросли» станут непроходимыми, вместо «леса» получится «забор». Лучше всего, когда расстояние между снарядами от 0,5 до 1 метра.

Вот когда ребенок почувствует трехмерное пространство! С колец он может попасть на соседние качели, перекладину и вертикальные качели. С вертикальных качелей легко опустится на лесенку, либо перелетит на перекладину, либо дотянется до каната.

После освоения некоторых перелезаний ребенок будет стремиться освоить новые цепочки снарядов.

Какие мышцы тут только не напрягаются! Какой простор для умственного развития! Когда ребенок пытается перелезть по новой цепи снарядов, он комбинирует сначала в голове, а затем руками и ногами возможную последовательность снарядов. Оказывается, можно развивать комбинаторику, играя не только кубиками, но и... своим телом! Да еще и до школы! Оказывается, можно прочувствовать и трехмерное пространство, и математику!

Именно лазанье очень изменило сына. Овладев им к 5 с половиной годам, он уже через год был неузнаваем: раздались плечи, заметно налились силой мышцы тела, рук и ног мальчика. До 5 лет он нередко брлел простудными заболеваниями. И вдруг они исчезли. Более того, в шестилетнем возрасте Олег стал выбегать босиком на заснеженный балкон.

А по мере того как Олег становился здоровее, ему и двигаться хотелось все больше и больше. В 6 лет сын переплыл реку Хопер — приток Дона. В то дождливое лето ширина этой речки с быстрым течением была не менее 60 метров. Плавание продолжил в секции. Но и спорткомплекса, и плавания ему оказалось недостаточно, и Олег захотел посещать секцию фигурного катания.

Сын стал охотнее читать, увлекаться так называемыми развивающими играми Никитиных, конструировать, много рисовать — словом, лазанье стало ключом к разностороннему развитию мальчика, некогда приговоренного родовой травмой чуть ли не к инвалидности. У него установилось бодрое настроение, появились уверенность в себе, оптимизм. Легкая походка, умение красиво сидеть, стоять стали для него естественными.

Спорткомплекс появился в нашей квартире, когда Олегу было полтора года. Вис он освоил к двум годам, качание — к трем, равновесие и прыжки — к четырем. Вращение и лазанье в полную меру прочувствовал в пять лет.

Накопленный опыт позволил мне заняться плаванием со вторым ребенком (1976 года рождения) с 2 месяцев в большой ванне. В 3,5 месяца Оля без поддержки поплыла на спинке. В 7 месяцев она плавала самостоятельно по 1,5 часа подряд. Позже я сконструировал в ее кроватке наклонную лесенку с игрушками — «Встаньку». С помощью этой лесенки Оля могла сидеть, вставать и стоять. В 9 месяцев с моей помощью она уже опробовала ряд снарядов спорткомплекса: повисела на перекладине и кольцах, покачалась на качелях, скатилась с горки. В результате Оля пошла и заговорила на 3 месяца раньше своего братика.

Взрослые тоже могут заниматься на комплексе, используя, в частности, подтягивание и выход в упор на перекладине, трапеции, кольцах, в чем с шестилетним уже вполне можно соревноваться. Не стоит пренебрегать и детскими упражнениями. У меня, например, 5 минут качания снимают усталость рабочего дня. В семьях, где ребенок один, такой пример взрослых, прежде всего папы, способствует развитию малыша, привлекает его к занятиям. Большое значение имеет и отношение мамы к спортивным занятиям. Ее внимание, подбадривание вселяют в ребенка уверенность.

Следует напомнить, что отсутствие у детей развитого социального мышления, связанного с формированием понятия «нужно», исключает возможность перегрузки. Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно,столько,сколько позволяет интерес. А интерес будет до той поры, пока не наступит первый признак утомления. Оно погасит интерес. Тот самый интерес, который тянет висеть, вращаться, качаться, кататься, балансировать, прыгать и лазать. Если... если родители не будут заставлять ребенка тренироваться снова и снова.

Далее:

 

Природа - "слепой часовщик".

Вирусные гепатиты.

О режиме питания.

9. Независимость.

Характеристика отдельных лекарственных препаратов.

Диагностика.

Мужчина в семье.

 

Главная >  Публикации 


0.0036