Главная >  Публикации 

 

Акробатика в квартире (Е. Анцупов)



Вот что говорила наша блистательная фигуристка Ирина Роднина:

«Без акробатики не проходила ни одна наша тренировка. Да иначе и быть не могло. Что бы осталось от наших композиций без сложнейших поддержек, завязанных на акробатике».

Полузащитник киевского «Динамо» Владимир Мун-тян был перворазрядником по акробатике. У всех еще в памяти его виртуозная, осмысленная и какая-то по-особому элегантная игра. Конечно, он был в полной мере наделен футбольным талантом. Но и акробатика, уверен, пришлась ему как нельзя более кстати.

А что тогда говорить про футбольных (гандбольных, хоккейных) вратарей! Им, как говорится, сам бог велел в совершенстве владеть акробатическим арсеналом. Попробуй прыгнуть в верхний угол, поймать мяч и упасть мягко, точно на перину!

Неоспоримая ценность акробатики — в ее универсальности, всепригодности. Берет ли вратарь в прыжке мяч, сваривает ли монтажник конструкции на головокружительной высоте, преодолевает ли турист горную речку, прыгая с камня на камень, — мы говорим про них: «С акробатической ловкостью...» Так что даже штамп, журналистский штамп — лишнее подтверждение того, что в жизни постоянно повторяются ситуации, когда без акробатических навыков просто не обойтись.

Акробатические азы, как мы уже с вами выяснили, легко пройти самостоятельно. Поэтому я предлагаю тем, кого привлекла акробатика, перейти из разряда читателей в действующие лица. Вот простейший комплекс упражнений для вашего ребенка (здесь я буду обращаться к нему напрямую), разучив которые можно идти дальше. Ведь акробатика беспредельна.

Кувырок вперед. Сядь на коврик. Согни ноги в коленях (ступни на полу слегка врозь). Возьмись руками за голени (ниже коленей) и подтяни колени к груди. Локти прижми, голову убери между коленей. Такое положение тела называют группировкой.

То же самое сделай в приседе и лежа на спине.

А теперь из положения сидя, затем из приседа перекатись на спину и, не отпуская группировки, вернись в первоначальное (исходное) положение. Это ты выполнял перекаты.

Ну а теперь можно попытаться выполнить и кувырок.

Прими положение упора присев. Опираясь на руки и сгибая их, наклони голову вперед и оттолкнись ногами. Перекатываясь через спину, не забудь сгруппироваться. Выпрямляясь, встань.

Проделай упражнение еще 3—5 раз.

Через день — два упражнение можно усложнить. Для этого попроси маму, папу (брата, сестру или товарища) бросить тебе мяч в тот момент, когда ты уже почти выполнил кувырок и встаешь.

Как только тебе удастся поймать мяч, попроси бросать его немного раньше. Занимаясь на открытом воздухе, можно попробовать выполнить такое задание: подбросив мяч вверх и немного вперед, сделать кувырок и, вставая на ноги, поймать мяч.

Но не забывай, что кувырок во всех случаях должен выполняться правильно, без ошибок.

Через неделю можно приступить к разучиванию следующего упражнения.

Кувырок назад. Делается так же, как и кувырок вперед, но в обратной последовательности.

Итак, из упора присев сделай перекат назад. Не забудь при этом рывком подтянуть колени к плечам. Прижми кисти рук к плечам и, опираясь на них, приди в упор присев. Во время кувырка не отводи голову назад, чтобы не удариться затылком, а наклоняй ее вперед; переворачиваясь через голову, ноги не разгибай.

Значительно легче выполнить упражнение под уклон. На открытом воздухе легко найти покатую местность, на речке из песка горку устроить совсем просто. Дома же ее можно соорудить из трех подушек.

Если перевернуться через голову все же не удается, попроси тебе помочь. Помощь осуществляется так: одной рукой поддержать под спину, а другой — под плечо, помогая выпрямить руки.

Стойка на лопатках. Ты, наверное, знаешь, что стойку на лопатках называют еще «березкой». Это упражнение называют так не случайно, а за стройность и красоту. Постарайся и ты выполнить упражнение красиво.

Для этого надо из положения лежа на спине поднять ноги, а затем таз от пола и подставить согнутые в локтях руки под спину; разгибаясь, принять вертикальное положение.

Стойка на голове и руках. Стойка на голове и руках, пожалуй, самое сложное из всех упражнений, описанных нами. Поэтому не огорчайся, если оно у тебя не получится сразу.

Расстели на полу коврик и положи на него маленькую подушечку. Прими упор присев. Поставь руки на коврик, а голову (верхней частью лба) на подушечку, чтобы точки опоры (руки и голова) составили равносторонний треугольник.

Разгибая ноги в коленях, подними таз вверх. А теперь, надавливая руками в пол, старайся оторвать от него ноги (можно тихонько отталкиваться ногами) и несколько секунд постоять в этом положении. Это так' называемая маленькая стоечка. Если тебе удалось справиться с заданием на пятый день занятий, считай, что это очень хорошо.

Постепенно можно выполнить стойку полностью.

Желательно, чтобы при разучивании этого упражнения тебе помогал кто-нибудь из старших (стоя сбоку, поддерживать под спину и за ноги).

Чтобы не болели шея и голова, в первые 3—5 занятий выполняй упражнения не более 5—7 раз в занятие, постепенно увеличивая количество повторений до 10—15 раз.

Мостик и шпагат. Для занятий акробатикой, гимнастикой и многими другими видами спорта необходимо обладать хорошей гибкостью и подвижностью в суставах. А этого можно добиться, выполняя упражнения мост и шпагат.

Лежа на спине, согни ноги, поставив их немного врозь, руки поставь у плеч пальцами назад, теперь, выпрямляя руки и ноги, прогнись в спине. Чем больше прогиб, тем лучше мостик.

После выполнения мостов проделай 3—5 наклонов вперед, доставая пол руками.

Шпагат выполняется следующим образом: сделай выпад одной ногой вперед. Опираясь руками о пол и постепенно выпрямляя ногу, делай пружинистые покачивания, стараясь опуститься пониже.

Упражнение выполняй поочередно то на одну, то на другую ногу. Не старайся выполнить упражнение сразу. Если будут болеть мышцы, пусть это тебя не тревожит — так и должно быть. Главное, не прекращай занятий, и боли исчезнут, надо потерпеть.

Ласточка. Слышишь, как ласково названо упражнение? Значит, его надо выполнять раскованно и элегантно, будто ласточка в воздухе парит.

Опираясь на спинку стула руками, выполни упражнение.

Следи за тем, чтобы нога, на которой ты стоишь, была прямой. Не сгибай и другую ногу, оттяни носок. Плечи разверни (отведи немного назад), голова приподнята, смотри перед собой.

Попытайся удержать равновесие без опоры. Попроси кого-нибудь из старших посмотреть, как ты выполняешь упражнение, и указать на ошибки.

Вот, юный друг, и все упражнения, которыми тебе следует овладеть за год. Разучивай их в той последовательности, в которой они описаны, то есть кувырок вперед, затем кувырок назад, стойка на лопатках и стойка на голове и руках.

Мостик, шпагат и равновесие — «ласточку» можно включать в конце каждого занятия.

Не старайся разучить все упражнения сразу, в одно занятие.

Занимайся 2—3 раза в неделю по 20—30 минут. Для общефизического развития — ведь у акробата не должно быть слабых мест в подготовке — можно порекомендовать следующие упражнения:

— Отжимания в упоре лежа на полу. (Упражнение можно разнообразить: отжиматься, положив ноги на стул, а руками уперевшись в пол, и наоборот.)

— Сидя на полу, предплечьем рук опереться сзади, ноги вместе. Развести и свести ноги 8—10 раз, затем проделать вращения прямых ног, держа их вместе, по 3—4 круга в каждую сторону. Затем, разводя широко ноги, — круговые движения ногами (правую — в правую сторону, левую — в левую, и наоборот), по 4—5 кругов в каждую сторону. Это отлично развивает мышцы живота.

— Для развития вестибулярного аппарата: высокие прыжки с вращением в воздухе на 90, 180 и 360°.

Закончить занятие спокойной ходьбой, дыхательными упражнениями и водными процедурами.

А вот еще один аргумент в пользу акробатики. Ей совсем не чужда семейственность. В лучшем смысле этого слова. Я имею в виду даже не те известные в спортивном мире случаи, когда в одной связке выступают муж и жена, отец и сын, брат и сестра. Нет, я говорю об оздоровительной акробатике, которой можно (и нужно) заниматься всей семьей. И чем больше у вас в семье членов, тем шире перед вами открываются перспективы. Вспомним хотя бы подзабытые нынче пирамиды, в построении которых могло принять участие практически неограниченное число людей.

Вариантов тут сколько угодно. Как раньше было в н шей акробатической школе? Проводили родители детей и потом маялись от безделья. Домой идти не резон-только дотопаешь, а уж, глядь, и обратно надо. Дожида лись на месте. А без дела слоняться — скука смертная. Не хочешь — закуришь. И дымили они неимоверно. Или заглядывали в зал, хлопали дверью, мешали ребятам сосредоточенно заниматься.

Словом, никакой пользу, кроме вреда, от этого родительского праздношатания не было. Призадумались мы над этим фактом, покумекали и вот к чему пришли. Решили предложить родителям выступить в роли помощников тренера, а точнее даже — старших партнеров своих детей. То есть чуточку нетрадиционно взглянули на давно сложившиеся отношения: тренер — родитель, когда последний играл чисто созерцательную роль.

Конечно, можно рассуждать и так: деньги платят тренерам, им и работать. Но тренеры-то и без того свой хлеб отрабатывали сполна и честно. Однако всех проблем это не снимало. Да, тренер — профессионал, но бог ему за это рук не добавил. И будь он хоть семи пядей во лбу, со всеми ребятами индивидуально проработать задание не сможет никогда. А рассказ и показ при всех своих очевидных достоинствах ни за что каждодневной практики не заменят. Суха теория, известно.

Чтобы закрепить навыки, надо тренировать и тренировать упражнение — чем больше, тем лучше. Да и для ! подстраховки люди тоже нужны. Взрослые, сильные, заинтересованные в конечном результате. Где ж таких напасешься? И вот тащит из последних сил наставник свой воз, а он, можно сказать, и поныне там.

Решили сдвинуть «воз» сообща. Обучили родителей элементарным приемам страховки, основам техники и подключили к тренировочному процессу. Так родились спортивно-оздоровительные группы под условным названием «отцы и дети». Чтобы привлечь дополнительно людей, развесили по городу афиши, налепили где могли и телефон свой указали. Что тут началось! Звонки посыпались один за другим: «А с дочерью можно?», «А мам принимают?». Пришлось срочно корректировать первоначальные планы. Таким образом, прежнее название безнадежно устарело и потеряло смысл. Возникло новое «СЕМЕЙНАЯ ШКОЛА АКРОБАТИКИ».

Конечно, мы не забываем здесь и про свои «корыстные» цели: повысить продуктивность занятий, ускорить процесс обучения. И достигли тут заметных успехов. Но это все, так сказать, по ходу дела. Главное в другом. Спорт в лице акробатики стал ближе интересам обыкновенной, простой семьи.

Поясню на примерах. Приходят к нам папа с сыном явно неспортивного вида: рыхлый, с избыточным весом, раскоординированность полная. Они уже помыкались по секциям. Нигде не берут. Кому нужна лишняя обуза? Ведь все устремлены в олимпийские дали, в крайнем случае — к горизонту мастерского норматива.

Это застарелое противоречие нашей спортивной жизни. Ведь очевидно, что физкульттерапия как раз и необходима самому беспомощному «пациенту». Как мы сглаживаем это противоречие? Очень просто. Говорим отцу:

хотите, чтобы из вашего сына вышел толк, занимайтесь вместе с ним. Вот вам зал, все условия, примеры перед глазами и любая консультация в случае необходимости — тренируйтесь на здоровье! Папа подумал-подумал и согласился. А всего через полтора месяца ребенка было не узнать. Да и сам папа подтянулся, постройнел. Просто жалею, что не сфотографировал эту семью до и после начала занятий. Очень эффектная получилась бы карточка. Другой папа ездит к нам из Семилук (старый пригородный поселок) и не считает это за лишний труд, хотя в оба конца набегает верных два десятка километров. Более того, по признанию самого главы семьи, он в ходе занятий с ребенком незаметно восстановил свою былую спортивную форму, стал лучше себя чувствовать.

О целительной силе акробатики можно долго распространяться. Но лучше расскажу вам одну историю. К сведению скептиков. В 60-х годах в детской больнице приморского городка Гудаута лечились дети, перенесшие полиомиелит. Теперь больница изменила профиль и переключила свое внимание на другие заботы. Не стало пациентов.

При чем здесь акробатика? А вот при чем. Именно она однажды пришла на помощь маленьким гудаутским пациентам, многие из которых были буквально прикованы к постели. Акробатика предстала перед детьми в белом докторском халате, в образе симпатичного молодого человека — врача-невропатолога Льва Мильмана. Он вдруг встал на руки и прошелся по палате. Ребята раскрыли рты от удивления, а доктору-акробату только того и надо было. Сбить апатию, изумить, разбудить интерес. Затем его уже вызывали на бис, и он изредка крутил сальто. А однажды притащил подкидной мостик и продемонстрировал, что такое двойное сальто.

Да, гудаутским «узникам полиомиелита» повезло. Лев Мильман, выучившись на медика, параллельно с успехом освоил акробатические премудрости в пределах первого разряда. Кто знает, может, окончив медицинский институт и получив распределение в детскую больницу Гудауты, Мильман и расстался бы со спортивной акробатикой. Как говорится, кесарю кесарево... Но дело повернулось по-иному.

Подолгу рассказывая о любимом виде спорта своим пациентам, увлекая их показом всяких «аттракционов», Лев уже не мог, не имел права сам охладеть к акробатике. Он предложил тренироваться и выступать на соревнованиях, вошел в сборную Грузии, освоил мастерский рубеж, специализируясь в прыжках на дорожке. И всякий раз после очередного первенства, чемпионата доктора встречали в палате вопросом: «Ну как? Со щитом или на щите?»

Лев подробно отчитывался о соревнованиях, о том, как шла борьба, и видел, что у мальчишек глаза разгорались азартом. Но главное — ребячий интерес к акробатике пошел дальше. Началось с того, что один мальчишка попросил доктора научить его ходить на руках. Мильман, признаться, слегка опешил. Уж больно дерзка была идея. С общепринятой точки зрения — чистый абсурд! Сама болезнь, казалось, наложила раз и навсегда вето на акробатику для людей со столь тяжкими поражениями ног. Полиомиелит — одно слово!

И тут вступило в бой человеческое упорство, удивительное в столь юных созданиях. В этих маленьких людях таился огромный потенциал мужества. И разбудить его помогла акробатика. Она стала тем самым огоньком, который указывал путь к иной жизни — жизни, полной движения. Тренировки были изнурительны, приносили боль и слезы. Но беды в этом не было — растущему организму такая встряска только на пользу. Регулярные занятия давали выход естественной потребности в движении, укрепляли большую группу мышц. Акробатика выгодно отличалась от однообразных убаюкивающих щадящих упражнений лечебной физкультуры. Одновременно закалялись воля и характер подопечных. Они медленно, но верно одолевали болезнь. Так ростки тянутся к солнцу.

И вскоре тренировки из тяжелого труда превратились в радостную, творческую работу. Чудо или нет, но дети стали выздоравливать быстрее. Им хотелось все новых и новых элементов, все сложнее и сложнее. И вот уже девочки, словно книксен, легко и непринужденно делают шпагат (это какую растяжку надо иметь!). Мостик для них, не говоря уже про «березку», — совершенно плевое дело. Мальчишки, те пошли, конечно, дальше. Им что потруднее подавай, иначе неинтересно. И они самостоятельно осваивали элементы очень высокой трудности — всевозможные «флажки», «крокодилы». Элементы, которые по силам далеко не всем даже совершенно здоровым людям.

В одном институте физкультуры хранятся уникальные фотографии. Девочка сидит в шпагате, а худенький мальчик, опершись на ее плечи, вытянулся в струнку. Им за образцовое выполнение упражнения с легким сердцем можно было бы поставить высший балл. Но об оценках как-то и не думаешь. В глаза бросается загипсованная нога девочки и то, что у парнишки нога заключена в специальную хирургическую конструкцию — лонгету.

Мальчик в гипсе делает бланш. Знаете, что такое бланш? Почти такое же положение тела, как при самом обычном отжимании от пола, но только ноги — на весу. Равновесие удерживается лишь благодаря исключительно мощным мышцам рук.

Двое делают стойку на спинке одного стула. Четверо застыли в стойке, умудрившись сделать это опять же на одном стуле.

А вот обратите внимание на подпись: «Норик Шахна-зарян делает бланш «крестом». Бланш «крестом» — это значит, что спортсмен упирается не в пол, а прямыми руками — в сиденья двух стульев, отстоящих друг от друга метра на полтора. Этот Норик из бланша, не сгибая рук, переходит в стойку, потом опять опускается в бланш и в этом положении отжимается двадцать раз и делает бланш на одной руке.

Каково? Такое по силам только физически одаренным людям, богатырям, пышущим здоровьем. А ведь Норик попал в больницу в очень тяжелом состоянии, загипсованный и в угнетенном состоянии духа.

Ахиллес Маврофиди на руках легко спускался с многоступенчатой лестницы, устремленной к Сухумской горе. Наверняка эти ребята могли бы вырасти в спортсменов экстракласса. Но они и так многого достигли. Маврофиди стал кандидатом в мастера спорта... по байдарочной гребле. (Мечтал ли он в Гудауте о таком!) Шах-назарян — артист ереванского цирка, выполняет номера, которые до него не покорялись ни одному человеку в мире.

Акробатические тренировки помогли ребятам использовать такие мощные резервы организма, о которых даже не подозревали самые опытные врачи.

Медики прекрасно знают, что серьезный физический недуг часто сопровождается психическим стрессом, который затрудняет или даже исключает возможность наведения мостов, возможность налаживания социальных контактов с окружающим миром. Для гудаутских ребят акробатика стала, помимо всего прочего, средством создания психологических установок, необходимых для участия в общественно полезном труде.

Более семисот ребят, тех, кто лечился в Гудауте, прошли фундаментальный курс акробатики. Теперь они студенты, рабочие, служащие. Сами стали отцами и матерями. Они не забывают своего учителя акробатики, шлют письма в больницу. И в каждом письме: «Спасибо за лечение, за заботу, за ласку, за акробатику».

В том, что акробатика — это не занудное повторение одних и тех же упражнений, убедиться довольно просто. Посмотрите только, какое великое множество существует игр, основанных на использовании акробатических элементов. На отдыхе, в пору отпусков или каникул, вы наверняка сумеете разогнать скуку с помощью таких игр.

Предлагаемые игры построены в основном на использовании дополнительных зрительных раздражителей при отборе хорошо освоенных акробатических упражнений, которые выполняются в игровой форме. Так, длинный кувырок, например, делается через скакалку-(«качели», «удочка»), друг через друга («чехарда»), в обруч («белка в колесе»), а переворот в сторону— кругах («кочки») или между ними («капканы»), в узком коридоре («эстафета колес»). Все эти игры способствуют тому, что зрение вашего ребенка станет более острым, увеличится поле зрения, повысится скорость двигательной реакции на зрительное раздражение. Прочность двигательного навыка также говорит об эффективности игр с элементами акробатики.

«Чехарда». Две команды выстраиваются в колонну по одному напротив гимнастических матов, положенных в длину. По сигналу первые и вторые в колонне игроки обеих команд выполняют задание: первые принимают упор присев, а вторые делают длинный кувырок через них и тоже принимают упор присев. Затем кувырок делают первые. Двое игроков, выполнивших задание первыми, приносят своей команде очко. Затем в соревнование вступают следующие двое и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. В игре может участвовать вся команда одновременно. В этом случае победит та, что закончит игру первой.

Далее:

 

Глава IV И у вас остеохондроз?!.

Массаж японский.

Стюарт макроберт. Думай.

Время игр.

Глава 10. Некоторые метаболические аспекты стресса и обезвоживания.

Фалеев алексей валентинович школа своего тела.

Арнольд Шварцнеггер. Учебник культуризма.

 

Главная >  Публикации 


0.0012